Ингуши в военной авиации

Праздник военной авиации связан с появлением в нашей стране первых военных самолётов.

В центральной библиотеке Назрани проходит выставка, приуроченная ко Дню Военно-воздушных сил РФ автора

Праздник военной авиации связан с  появлением в  нашей стране первых военных самолётов. Это был настоящий прорыв в  военной отрасли и  ознаменован он  событиями начала прошлого века, а  точнее 1910  годом, когда наше руководство стало закупать самолеты из-за границы, а, стало быть, и  обучать отечественных летчиков. А  уже 12  августа 1912 года в  главном управлении Генерального штаба была официально создана воздухоплавательная часть. Этот день стал отправной точкой в  истории российских ВВС, в  которой непосредственное участие принимали и  наши соотечественники.

Сбором материалов о  наших земляках, которые посвятили себя как военной, так и  гражданской авиации, вот уже несколько лет занимается этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова, которая накануне этого профессионального праздника вместе с  сотрудниками центральной библиотечной системы  г. Назрани организовала выставку «Ингуши в  истории российской авиации», где представлены имена наших соотечественников, их  биографии, личные вещи, фотографии, документы, награды, материалы периодической печати, рассказывающие о  жизни и  деятельности наших легендарных земляков.

—  Выставка проходит в  библиотеке, которая носит имя Чаха Ахриева,  — говорит Зейнеп Дзарахова,  — отца первого летчика из  народов Северного Кавказа, легендарного лётчика военной авиации, участника двух мировых войн, летчика турецкой авиации, пионера авиации Таджикистана и  гражданской авиации Харькова Рашид-Бека Чаховича Ахриева, 130-летний юбилей которого мы  чествовали в  январе этого года. Это был уникальный человек, образованный, владел несколькими иностранными языками, воспитывался в  лучших традициях своего народа в  образованной и  интеллигентной семье. Окончил гимназию во  Владикавказе, потом Тифлисское юнкерское училище. Воевал в  годы Первой мировой войны, имел высокие боевые награды. Окончил Гатчинскую военно-авиационную школу, стал офицером-авиатором Российского императорского военно-воздушного флота (РИВВФ). После свержении монархии служил в  авиации Турции в  1920-1923  гг., вернулся на  родину и  продолжил службу в  гражданской авиации Таджикистана. В  Великой Отечественной войне Рашид-Бек служил в  составе Московской эскадрильи особого назначения. Последний его боевой полёт был совершён 20  января 1942  года.

Надо сказать, что мощный толчок к  развитию военной авиации дала в  нашей стране Первая мировая война. Так, в  30-х годах в  военной авиации служил Ахмет Асланбекович Маматиев. Родился он  в  1916 году в  селении Гамурзиево. Выпускник Вольской объединенной школы летчиков и  авиатехников. Он  был испытателем. В  30-х годах совершил перелёт из  Душанбе в  Кабул, на  то  время это был сложный маршрут. В  годы Великой Отечественной войны принимал участие в  боевых вылетах и  в  подготовке молодых кадров, лётчиков и  авиатехников. Но  бесконечные перелеты, в  том числе на  линию фронта, подорвали здоровье Ахмета Асланбековича Маматиева. Он  умер 17  ноября 1943  года.

Достойный вклад в  историю российской авиации внесли представители нашего народа, военные летчики, Герои Российской Федерации Ахмед Татарханович Мальсагов (1912-1942), Мурад Ахметович Оздоев (1922-1999), Ширвани Устарханович Костоев (1923-1949) и  многие другие, материалы о  которых также представлены на  выставке.

Ахмет Татарханович Мальсагов родился в  1912  году. Окончил Сталинградскую военно-авиационную школу и  стал лётчиком-бомбардировщиком. В  годы Великой Отечественной войны командовал звеном бомбардировщиков на  Украине. Погиб в  боевом вылете 14  января 1942  года. Похоронен на  Украине. В  1942 году награждён орденом Красного Знамени. А  Героя Российской Федерации ему дали посмертно в  1995  году.

Мурад Ахметович Оздоев родился в  1922 году в  г. Назрани, Горской АССР. Окончил Грозненский аэроклуб, Армавирскую военную авиационную школу пилотов. Воевал командиром в  составе 431-го авиационного полка. Принимал участие в  боевых операциях на  Брянском и  Втором Прибалтийском фронтах. Был награжден орденами Красной Звезды и  Красного Знамени, Отечественной войны  I и  II степеней и  медалями.  25  января 1944 года истребитель Оздоева был повреждён над железнодорожным вокзалом в  Псковской области попаданием зенитного снаряда. В  последнюю минуту он  направил горящий самолёт на  эшелоны врага, а  сам успел катапультироваться. Был пленён. Прошёл лагеря Восточной Пруссии и  Чехословакии. После освобождения военнопленных 8  мая 1945 года советскими войсками вернулся в  свой полк. Его восстановили в  звании и  назначили командиром звена, но  уже в  январе 1946 года Оздоев был уволен и  депортирован в  Акмолинскую область Казахстана, вслед за  семьёй. И  лишь 8  мая 1995 года Указом Президента РФ  Мураду Ахмедовичу было присвоено звание Героя РФ. Скончался Мурад Оздоев 25  февраля 1999  года.

Ширвани Устарханович Костоев родился в  1923 году в  селе Галашки Чечено-Ингушской АССР. Окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. На  фронте с  1942  года. Совершал боевые вылеты на  Ил-2. Был трижды ранен. Имел многочисленные боевые награды: ордена Красного Знамени и  Красной Звезды, медаль «За  взятие Кенигсберга», «За  взятие Берлина». Погиб после войны, в  августе 1949  года, при катастрофе самолета. Похоронен в  городе Елгава Латвийской ССР. 6  июля 1995 года старшему лейтенанту Ширвани Устархановичу Костоеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

«Поиск имён лётчиков-ингушей продолжается,  — говорит Зейнеп Дзарахова. —  Несколько лет работаю над книгой «Ингуши в  истории российской авиации». Хочется сказать о  военном лётчике Хасултане Керимовиче Арчакове, уроженце селения Кантышево, выпускнике Военно-морского авиационного училища. Мужество Хасултана в  годы Великой Отечественной войны было отмечено орденом Славы III  степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За  взятие Берлина», «За  победу над Германией», «За  освобождение Варшавы» и  т.  д.

Заслуживает внимания и  Хаматхан Мурцалович Албогачиев, уроженец села Гамурзиево, выпускник Астраханского авиационного училища. Он  воевал в  Ленинградской области. Участвовал во  взятии Кенигсберга, в  боях за  освобождение Восточной Пруссии. Султан Алхастович Костоев, уроженец села Галашки, с  первых дней войны находился на  фронте, воевал в  системе противовоздушной обороны Закавказского фронта. Был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского. Артах (Мадак) Асланбекович Льянов, уроженец селения Длинная Долина, участвовал в  финской войне. В  годы Великой Отечественной войны его самолет называли «льяновской чайкой». Он  героически погиб, направив свою машину на  скопление вражеской техники. И  многие другие».

Зейнеп Дзарахова отмечает, что большую работу по  сбору материалов о  летчиках-ингушах, участниках Великой Отечественной войны, проводит Ингушский государственный музей краеведения. Она отметила, что в  70-х годах  ХХ века Туган Мальсагов, основатель музея, сам лично выезжал на  место гибели легендарного летчика Хаваж-Багаудина Абукаровича Мальсагова, жителя селения Базоркино, выпускника военно-авиационного училища, который служил в  996-м авиационном полку и  принимал участие в  битве на  Курско-Орловской дуге. Он  погиб, направив самолёт на  вражескую технику, 7  августа 1943  года.

В  военной авиации в  годы Великой Отечественной войны служили:

Мовлит Асламбекович Эсмурзиев, стрелок-бомбардир 208-го ближнего бомбардировочного авиаполка, представлен к  ордену Красного Знамени, погиб в  воздушном бою над Малгобеком 17  сентября 1942  года;

Асхаб Лорсаевич Точиев, уроженец селения Средние Ачалуки, участвовал в  финской и  Великой Отечественной. Освобождал Белоруссию, Польшу, Германию. После войны вернулся к  семье. Умер в  1978  году;

Али Заурбекович Евлоев, уроженец селения Ангушт, выпускник Орджоникидзевского летного училища. После очередного полёта получил серьёзное ранение, войну продолжил в  составе зенитной батареи. Погиб в  боях под Белоруссией;

Ахмет Джончиевич Шаухалов, уроженец селения Долаково, выпускник Армавирской военной авиационной школы пилотов, сражался в  небе над Москвой. Связь с  ним прервалась с  1944  года, когда ингушский народ был депортирован.

«Изучая историю наших летчиков, как военной, так и  гражданской авиации, открывая всё новые и  новые имена военной эпохи, советских времён, современной России, сердце переполняется гордостью за  наших земляков,  — говорит Зейнап Дзарахова. —  Первый Герой Российской Федерации  — генерал-майор военной авиации Суламбек Осканов. Его имя на  устах каждого ингуша, о  нём с  благоговением говорит каждый житель Липецка и  Липецкой области, и  не  только. И  это наш земляк.

Улан Гагиев, лётчик военной авиации советского периода,  — продолжает исследователь. —  Очень грамотный человек, знающий своё дело, скромный и  интеллигентный. У  нас с  ним состоялась встреча в  городе воинской славы Малгобеке, где он  сейчас проживает. В  военной авиации он  с  1968  года. Был штурманом на  бомбардировщике Ил-28. Позже летал на  военном самолете Су-15. После срочной службы продолжил путь военного лётчика в  Марийской автономной области. Был на  хорошем счету.

И  вот в  1972 году совершил настоящий подвиг, за  который положена была самая высокая награда. Он  практически спас от  катастрофы 25  самолётов. Это было в  Йошкар-Оле, где их  полк находился на  регламентных работах. Улана Гагиева вместе с  майором авиации оставили на  земле принимать самолеты. Но  погода резко изменилась, началась гроза, нагрянули тучи, а  тут шесть звеньев самолетов летят к  аэропорту на  посадку. Стали звонить из  штаба. Майор растерялся, и  Улану пришлось действовать самостоятельно. Благо, он  хорошо знал по  голосам всех летчиков. Над аэропортом 4  зоны. Улан выстроил их  этажеркой и  стал давать каждому летчику курс на  посадку  и, таким образом, принимать каждое звено из  4-х самолетов. С  каждой зоны курс на  аэродром был разный. Улан помнит эти часы поминутно, это была сильнейшая нервно-психологическая нагрузка. Это было почти невозможно сделать. Но  он  сделал. И  это тоже наш земляк!

Комиссия из  четырёх генералов не  могла понять, как он  смог так умело, грамотно вывернуть ситуацию. В  награду его направили в  военную академию, после окончания которой он  был назначен начальником штаба авиационного полка в  Ярославле. В  1983 году получил звание подполковника. Служил в  противовоздушной обороне. Когда распалось советское государство, закончилась и  его военная служба. Он  вернулся в  Ингушетию. Работал в  аппарате правительства Республики Ингушетия начальником отдела мобилизации и  социального обеспечения воинов запаса. Некоторое время в  Народном собрании Ингушетии, потом в  аэропорту «Магас» начальником инспекции по  безопасности полетов, начальником секретного отдела.

О  наших земляках можно говорить много, и  о  каждом отдельно до  бесконечности. Желающие могут ознакомиться с  биографиями наших военных летчиков, посетив выставочный стенд центральной библиотеки  г. Назрани.

И  в  завершение хочется сказать, что работа по  поиску имён лётчиков-ингушей военной и  гражданской авиации продолжается. Помощь в  этом нам оказывают родные и  близкие наших соотечественников. И  если кто-то остаётся за  пределами нашего внимания, будем признательны всем, кто поможет нам в  сборе материалов о  наших земляках-летчиках. Работа над книгой «Ингуши в  истории российской авиации» продолжается, и, без всякого сомнения, тема эта будет продолжена и  последующими исследователями".

Лилия Харсиева

Последние новости

Главный врач участковой больницы Ачалуки о вызовах здравоохранения

Мурад Ужахов делится опытом работы в условиях современных реалий.

Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе

Городские власти представили план развития на ближайшие годы.

Глобальные изменения климата: вызовы и решения для общества

Знание о климатических изменениях становится ключевым для решения экологических проблем.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ессентуках на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *