Ингуши в военной авиации
Праздник военной авиации связан с появлением в нашей стране первых военных самолётов.
Праздник военной авиации связан с появлением в нашей стране первых военных самолётов. Это был настоящий прорыв в военной отрасли и ознаменован он событиями начала прошлого века, а точнее 1910 годом, когда наше руководство стало закупать самолеты из-за границы, а, стало быть, и обучать отечественных летчиков. А уже 12 августа 1912 года в главном управлении Генерального штаба была официально создана воздухоплавательная часть. Этот день стал отправной точкой в истории российских ВВС, в которой непосредственное участие принимали и наши соотечественники.
Сбором материалов о наших земляках, которые посвятили себя как военной, так и гражданской авиации, вот уже несколько лет занимается этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова, которая накануне этого профессионального праздника вместе с сотрудниками центральной библиотечной системы г. Назрани организовала выставку «Ингуши в истории российской авиации», где представлены имена наших соотечественников, их биографии, личные вещи, фотографии, документы, награды, материалы периодической печати, рассказывающие о жизни и деятельности наших легендарных земляков.
— Выставка проходит в библиотеке, которая носит имя Чаха Ахриева, — говорит Зейнеп Дзарахова, — отца первого летчика из народов Северного Кавказа, легендарного лётчика военной авиации, участника двух мировых войн, летчика турецкой авиации, пионера авиации Таджикистана и гражданской авиации Харькова Рашид-Бека Чаховича Ахриева, 130-летний юбилей которого мы чествовали в январе этого года. Это был уникальный человек, образованный, владел несколькими иностранными языками, воспитывался в лучших традициях своего народа в образованной и интеллигентной семье. Окончил гимназию во Владикавказе, потом Тифлисское юнкерское училище. Воевал в годы Первой мировой войны, имел высокие боевые награды. Окончил Гатчинскую военно-авиационную школу, стал офицером-авиатором Российского императорского военно-воздушного флота (РИВВФ). После свержении монархии служил в авиации Турции в 1920-1923 гг., вернулся на родину и продолжил службу в гражданской авиации Таджикистана. В Великой Отечественной войне Рашид-Бек служил в составе Московской эскадрильи особого назначения. Последний его боевой полёт был совершён 20 января 1942 года.
Надо сказать, что мощный толчок к развитию военной авиации дала в нашей стране Первая мировая война. Так, в 30-х годах в военной авиации служил Ахмет Асланбекович Маматиев. Родился он в 1916 году в селении Гамурзиево. Выпускник Вольской объединенной школы летчиков и авиатехников. Он был испытателем. В 30-х годах совершил перелёт из Душанбе в Кабул, на то время это был сложный маршрут. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в боевых вылетах и в подготовке молодых кадров, лётчиков и авиатехников. Но бесконечные перелеты, в том числе на линию фронта, подорвали здоровье Ахмета Асланбековича Маматиева. Он умер 17 ноября 1943 года.
Достойный вклад в историю российской авиации внесли представители нашего народа, военные летчики, Герои Российской Федерации Ахмед Татарханович Мальсагов (1912-1942), Мурад Ахметович Оздоев (1922-1999), Ширвани Устарханович Костоев (1923-1949) и многие другие, материалы о которых также представлены на выставке.
Ахмет Татарханович Мальсагов родился в 1912 году. Окончил Сталинградскую военно-авиационную школу и стал лётчиком-бомбардировщиком. В годы Великой Отечественной войны командовал звеном бомбардировщиков на Украине. Погиб в боевом вылете 14 января 1942 года. Похоронен на Украине. В 1942 году награждён орденом Красного Знамени. А Героя Российской Федерации ему дали посмертно в 1995 году.
Мурад Ахметович Оздоев родился в 1922 году в г. Назрани, Горской АССР. Окончил Грозненский аэроклуб, Армавирскую военную авиационную школу пилотов. Воевал командиром в составе 431-го авиационного полка. Принимал участие в боевых операциях на Брянском и Втором Прибалтийском фронтах. Был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней и медалями. 25 января 1944 года истребитель Оздоева был повреждён над железнодорожным вокзалом в Псковской области попаданием зенитного снаряда. В последнюю минуту он направил горящий самолёт на эшелоны врага, а сам успел катапультироваться. Был пленён. Прошёл лагеря Восточной Пруссии и Чехословакии. После освобождения военнопленных 8 мая 1945 года советскими войсками вернулся в свой полк. Его восстановили в звании и назначили командиром звена, но уже в январе 1946 года Оздоев был уволен и депортирован в Акмолинскую область Казахстана, вслед за семьёй. И лишь 8 мая 1995 года Указом Президента РФ Мураду Ахмедовичу было присвоено звание Героя РФ. Скончался Мурад Оздоев 25 февраля 1999 года.
Ширвани Устарханович Костоев родился в 1923 году в селе Галашки Чечено-Ингушской АССР. Окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. На фронте с 1942 года. Совершал боевые вылеты на Ил-2. Был трижды ранен. Имел многочисленные боевые награды: ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медаль «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина». Погиб после войны, в августе 1949 года, при катастрофе самолета. Похоронен в городе Елгава Латвийской ССР. 6 июля 1995 года старшему лейтенанту Ширвани Устархановичу Костоеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
«Поиск имён лётчиков-ингушей продолжается, — говорит Зейнеп Дзарахова. — Несколько лет работаю над книгой «Ингуши в истории российской авиации». Хочется сказать о военном лётчике Хасултане Керимовиче Арчакове, уроженце селения Кантышево, выпускнике Военно-морского авиационного училища. Мужество Хасултана в годы Великой Отечественной войны было отмечено орденом Славы III степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы» и т. д.
Заслуживает внимания и Хаматхан Мурцалович Албогачиев, уроженец села Гамурзиево, выпускник Астраханского авиационного училища. Он воевал в Ленинградской области. Участвовал во взятии Кенигсберга, в боях за освобождение Восточной Пруссии. Султан Алхастович Костоев, уроженец села Галашки, с первых дней войны находился на фронте, воевал в системе противовоздушной обороны Закавказского фронта. Был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского. Артах (Мадак) Асланбекович Льянов, уроженец селения Длинная Долина, участвовал в финской войне. В годы Великой Отечественной войны его самолет называли «льяновской чайкой». Он героически погиб, направив свою машину на скопление вражеской техники. И многие другие».
Зейнеп Дзарахова отмечает, что большую работу по сбору материалов о летчиках-ингушах, участниках Великой Отечественной войны, проводит Ингушский государственный музей краеведения. Она отметила, что в 70-х годах ХХ века Туган Мальсагов, основатель музея, сам лично выезжал на место гибели легендарного летчика Хаваж-Багаудина Абукаровича Мальсагова, жителя селения Базоркино, выпускника военно-авиационного училища, который служил в 996-м авиационном полку и принимал участие в битве на Курско-Орловской дуге. Он погиб, направив самолёт на вражескую технику, 7 августа 1943 года.
В военной авиации в годы Великой Отечественной войны служили:
Мовлит Асламбекович Эсмурзиев, стрелок-бомбардир 208-го ближнего бомбардировочного авиаполка, представлен к ордену Красного Знамени, погиб в воздушном бою над Малгобеком 17 сентября 1942 года;
Асхаб Лорсаевич Точиев, уроженец селения Средние Ачалуки, участвовал в финской и Великой Отечественной. Освобождал Белоруссию, Польшу, Германию. После войны вернулся к семье. Умер в 1978 году;
Али Заурбекович Евлоев, уроженец селения Ангушт, выпускник Орджоникидзевского летного училища. После очередного полёта получил серьёзное ранение, войну продолжил в составе зенитной батареи. Погиб в боях под Белоруссией;
Ахмет Джончиевич Шаухалов, уроженец селения Долаково, выпускник Армавирской военной авиационной школы пилотов, сражался в небе над Москвой. Связь с ним прервалась с 1944 года, когда ингушский народ был депортирован.
«Изучая историю наших летчиков, как военной, так и гражданской авиации, открывая всё новые и новые имена военной эпохи, советских времён, современной России, сердце переполняется гордостью за наших земляков, — говорит Зейнап Дзарахова. — Первый Герой Российской Федерации — генерал-майор военной авиации Суламбек Осканов. Его имя на устах каждого ингуша, о нём с благоговением говорит каждый житель Липецка и Липецкой области, и не только. И это наш земляк.
Улан Гагиев, лётчик военной авиации советского периода, — продолжает исследователь. — Очень грамотный человек, знающий своё дело, скромный и интеллигентный. У нас с ним состоялась встреча в городе воинской славы Малгобеке, где он сейчас проживает. В военной авиации он с 1968 года. Был штурманом на бомбардировщике Ил-28. Позже летал на военном самолете Су-15. После срочной службы продолжил путь военного лётчика в Марийской автономной области. Был на хорошем счету.
И вот в 1972 году совершил настоящий подвиг, за который положена была самая высокая награда. Он практически спас от катастрофы 25 самолётов. Это было в Йошкар-Оле, где их полк находился на регламентных работах. Улана Гагиева вместе с майором авиации оставили на земле принимать самолеты. Но погода резко изменилась, началась гроза, нагрянули тучи, а тут шесть звеньев самолетов летят к аэропорту на посадку. Стали звонить из штаба. Майор растерялся, и Улану пришлось действовать самостоятельно. Благо, он хорошо знал по голосам всех летчиков. Над аэропортом 4 зоны. Улан выстроил их этажеркой и стал давать каждому летчику курс на посадку и, таким образом, принимать каждое звено из 4-х самолетов. С каждой зоны курс на аэродром был разный. Улан помнит эти часы поминутно, это была сильнейшая нервно-психологическая нагрузка. Это было почти невозможно сделать. Но он сделал. И это тоже наш земляк!
Комиссия из четырёх генералов не могла понять, как он смог так умело, грамотно вывернуть ситуацию. В награду его направили в военную академию, после окончания которой он был назначен начальником штаба авиационного полка в Ярославле. В 1983 году получил звание подполковника. Служил в противовоздушной обороне. Когда распалось советское государство, закончилась и его военная служба. Он вернулся в Ингушетию. Работал в аппарате правительства Республики Ингушетия начальником отдела мобилизации и социального обеспечения воинов запаса. Некоторое время в Народном собрании Ингушетии, потом в аэропорту «Магас» начальником инспекции по безопасности полетов, начальником секретного отдела.
О наших земляках можно говорить много, и о каждом отдельно до бесконечности. Желающие могут ознакомиться с биографиями наших военных летчиков, посетив выставочный стенд центральной библиотеки г. Назрани.
И в завершение хочется сказать, что работа по поиску имён лётчиков-ингушей военной и гражданской авиации продолжается. Помощь в этом нам оказывают родные и близкие наших соотечественников. И если кто-то остаётся за пределами нашего внимания, будем признательны всем, кто поможет нам в сборе материалов о наших земляках-летчиках. Работа над книгой «Ингуши в истории российской авиации» продолжается, и, без всякого сомнения, тема эта будет продолжена и последующими исследователями".
Лилия ХарсиеваПоследние новости
Главный врач участковой больницы Ачалуки о вызовах здравоохранения
Мурад Ужахов делится опытом работы в условиях современных реалий.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе
Городские власти представили план развития на ближайшие годы.
Глобальные изменения климата: вызовы и решения для общества
Знание о климатических изменениях становится ключевым для решения экологических проблем.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией