Ингуши в военной авиации

Праздник военной авиации связан с появлением в нашей стране первых военных самолётов.

В центральной библиотеке Назрани проходит выставка, приуроченная ко Дню Военно-воздушных сил РФ автора

Праздник военной авиации связан с  появлением в  нашей стране первых военных самолётов. Это был настоящий прорыв в  военной отрасли и  ознаменован он  событиями начала прошлого века, а  точнее 1910  годом, когда наше руководство стало закупать самолеты из-за границы, а, стало быть, и  обучать отечественных летчиков. А  уже 12  августа 1912 года в  главном управлении Генерального штаба была официально создана воздухоплавательная часть. Этот день стал отправной точкой в  истории российских ВВС, в  которой непосредственное участие принимали и  наши соотечественники.

Сбором материалов о  наших земляках, которые посвятили себя как военной, так и  гражданской авиации, вот уже несколько лет занимается этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова, которая накануне этого профессионального праздника вместе с  сотрудниками центральной библиотечной системы  г. Назрани организовала выставку «Ингуши в  истории российской авиации», где представлены имена наших соотечественников, их  биографии, личные вещи, фотографии, документы, награды, материалы периодической печати, рассказывающие о  жизни и  деятельности наших легендарных земляков.

—  Выставка проходит в  библиотеке, которая носит имя Чаха Ахриева,  — говорит Зейнеп Дзарахова,  — отца первого летчика из  народов Северного Кавказа, легендарного лётчика военной авиации, участника двух мировых войн, летчика турецкой авиации, пионера авиации Таджикистана и  гражданской авиации Харькова Рашид-Бека Чаховича Ахриева, 130-летний юбилей которого мы  чествовали в  январе этого года. Это был уникальный человек, образованный, владел несколькими иностранными языками, воспитывался в  лучших традициях своего народа в  образованной и  интеллигентной семье. Окончил гимназию во  Владикавказе, потом Тифлисское юнкерское училище. Воевал в  годы Первой мировой войны, имел высокие боевые награды. Окончил Гатчинскую военно-авиационную школу, стал офицером-авиатором Российского императорского военно-воздушного флота (РИВВФ). После свержении монархии служил в  авиации Турции в  1920-1923  гг., вернулся на  родину и  продолжил службу в  гражданской авиации Таджикистана. В  Великой Отечественной войне Рашид-Бек служил в  составе Московской эскадрильи особого назначения. Последний его боевой полёт был совершён 20  января 1942  года.

Надо сказать, что мощный толчок к  развитию военной авиации дала в  нашей стране Первая мировая война. Так, в  30-х годах в  военной авиации служил Ахмет Асланбекович Маматиев. Родился он  в  1916 году в  селении Гамурзиево. Выпускник Вольской объединенной школы летчиков и  авиатехников. Он  был испытателем. В  30-х годах совершил перелёт из  Душанбе в  Кабул, на  то  время это был сложный маршрут. В  годы Великой Отечественной войны принимал участие в  боевых вылетах и  в  подготовке молодых кадров, лётчиков и  авиатехников. Но  бесконечные перелеты, в  том числе на  линию фронта, подорвали здоровье Ахмета Асланбековича Маматиева. Он  умер 17  ноября 1943  года.

Достойный вклад в  историю российской авиации внесли представители нашего народа, военные летчики, Герои Российской Федерации Ахмед Татарханович Мальсагов (1912-1942), Мурад Ахметович Оздоев (1922-1999), Ширвани Устарханович Костоев (1923-1949) и  многие другие, материалы о  которых также представлены на  выставке.

Ахмет Татарханович Мальсагов родился в  1912  году. Окончил Сталинградскую военно-авиационную школу и  стал лётчиком-бомбардировщиком. В  годы Великой Отечественной войны командовал звеном бомбардировщиков на  Украине. Погиб в  боевом вылете 14  января 1942  года. Похоронен на  Украине. В  1942 году награждён орденом Красного Знамени. А  Героя Российской Федерации ему дали посмертно в  1995  году.

Мурад Ахметович Оздоев родился в  1922 году в  г. Назрани, Горской АССР. Окончил Грозненский аэроклуб, Армавирскую военную авиационную школу пилотов. Воевал командиром в  составе 431-го авиационного полка. Принимал участие в  боевых операциях на  Брянском и  Втором Прибалтийском фронтах. Был награжден орденами Красной Звезды и  Красного Знамени, Отечественной войны  I и  II степеней и  медалями.  25  января 1944 года истребитель Оздоева был повреждён над железнодорожным вокзалом в  Псковской области попаданием зенитного снаряда. В  последнюю минуту он  направил горящий самолёт на  эшелоны врага, а  сам успел катапультироваться. Был пленён. Прошёл лагеря Восточной Пруссии и  Чехословакии. После освобождения военнопленных 8  мая 1945 года советскими войсками вернулся в  свой полк. Его восстановили в  звании и  назначили командиром звена, но  уже в  январе 1946 года Оздоев был уволен и  депортирован в  Акмолинскую область Казахстана, вслед за  семьёй. И  лишь 8  мая 1995 года Указом Президента РФ  Мураду Ахмедовичу было присвоено звание Героя РФ. Скончался Мурад Оздоев 25  февраля 1999  года.

Ширвани Устарханович Костоев родился в  1923 году в  селе Галашки Чечено-Ингушской АССР. Окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. На  фронте с  1942  года. Совершал боевые вылеты на  Ил-2. Был трижды ранен. Имел многочисленные боевые награды: ордена Красного Знамени и  Красной Звезды, медаль «За  взятие Кенигсберга», «За  взятие Берлина». Погиб после войны, в  августе 1949  года, при катастрофе самолета. Похоронен в  городе Елгава Латвийской ССР. 6  июля 1995 года старшему лейтенанту Ширвани Устархановичу Костоеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

«Поиск имён лётчиков-ингушей продолжается,  — говорит Зейнеп Дзарахова. —  Несколько лет работаю над книгой «Ингуши в  истории российской авиации». Хочется сказать о  военном лётчике Хасултане Керимовиче Арчакове, уроженце селения Кантышево, выпускнике Военно-морского авиационного училища. Мужество Хасултана в  годы Великой Отечественной войны было отмечено орденом Славы III  степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За  взятие Берлина», «За  победу над Германией», «За  освобождение Варшавы» и  т.  д.

Заслуживает внимания и  Хаматхан Мурцалович Албогачиев, уроженец села Гамурзиево, выпускник Астраханского авиационного училища. Он  воевал в  Ленинградской области. Участвовал во  взятии Кенигсберга, в  боях за  освобождение Восточной Пруссии. Султан Алхастович Костоев, уроженец села Галашки, с  первых дней войны находился на  фронте, воевал в  системе противовоздушной обороны Закавказского фронта. Был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского. Артах (Мадак) Асланбекович Льянов, уроженец селения Длинная Долина, участвовал в  финской войне. В  годы Великой Отечественной войны его самолет называли «льяновской чайкой». Он  героически погиб, направив свою машину на  скопление вражеской техники. И  многие другие».

Зейнеп Дзарахова отмечает, что большую работу по  сбору материалов о  летчиках-ингушах, участниках Великой Отечественной войны, проводит Ингушский государственный музей краеведения. Она отметила, что в  70-х годах  ХХ века Туган Мальсагов, основатель музея, сам лично выезжал на  место гибели легендарного летчика Хаваж-Багаудина Абукаровича Мальсагова, жителя селения Базоркино, выпускника военно-авиационного училища, который служил в  996-м авиационном полку и  принимал участие в  битве на  Курско-Орловской дуге. Он  погиб, направив самолёт на  вражескую технику, 7  августа 1943  года.

В  военной авиации в  годы Великой Отечественной войны служили:

Мовлит Асламбекович Эсмурзиев, стрелок-бомбардир 208-го ближнего бомбардировочного авиаполка, представлен к  ордену Красного Знамени, погиб в  воздушном бою над Малгобеком 17  сентября 1942  года;

Асхаб Лорсаевич Точиев, уроженец селения Средние Ачалуки, участвовал в  финской и  Великой Отечественной. Освобождал Белоруссию, Польшу, Германию. После войны вернулся к  семье. Умер в  1978  году;

Али Заурбекович Евлоев, уроженец селения Ангушт, выпускник Орджоникидзевского летного училища. После очередного полёта получил серьёзное ранение, войну продолжил в  составе зенитной батареи. Погиб в  боях под Белоруссией;

Ахмет Джончиевич Шаухалов, уроженец селения Долаково, выпускник Армавирской военной авиационной школы пилотов, сражался в  небе над Москвой. Связь с  ним прервалась с  1944  года, когда ингушский народ был депортирован.

«Изучая историю наших летчиков, как военной, так и  гражданской авиации, открывая всё новые и  новые имена военной эпохи, советских времён, современной России, сердце переполняется гордостью за  наших земляков,  — говорит Зейнап Дзарахова. —  Первый Герой Российской Федерации  — генерал-майор военной авиации Суламбек Осканов. Его имя на  устах каждого ингуша, о  нём с  благоговением говорит каждый житель Липецка и  Липецкой области, и  не  только. И  это наш земляк.

Улан Гагиев, лётчик военной авиации советского периода,  — продолжает исследователь. —  Очень грамотный человек, знающий своё дело, скромный и  интеллигентный. У  нас с  ним состоялась встреча в  городе воинской славы Малгобеке, где он  сейчас проживает. В  военной авиации он  с  1968  года. Был штурманом на  бомбардировщике Ил-28. Позже летал на  военном самолете Су-15. После срочной службы продолжил путь военного лётчика в  Марийской автономной области. Был на  хорошем счету.

И  вот в  1972 году совершил настоящий подвиг, за  который положена была самая высокая награда. Он  практически спас от  катастрофы 25  самолётов. Это было в  Йошкар-Оле, где их  полк находился на  регламентных работах. Улана Гагиева вместе с  майором авиации оставили на  земле принимать самолеты. Но  погода резко изменилась, началась гроза, нагрянули тучи, а  тут шесть звеньев самолетов летят к  аэропорту на  посадку. Стали звонить из  штаба. Майор растерялся, и  Улану пришлось действовать самостоятельно. Благо, он  хорошо знал по  голосам всех летчиков. Над аэропортом 4  зоны. Улан выстроил их  этажеркой и  стал давать каждому летчику курс на  посадку  и, таким образом, принимать каждое звено из  4-х самолетов. С  каждой зоны курс на  аэродром был разный. Улан помнит эти часы поминутно, это была сильнейшая нервно-психологическая нагрузка. Это было почти невозможно сделать. Но  он  сделал. И  это тоже наш земляк!

Комиссия из  четырёх генералов не  могла понять, как он  смог так умело, грамотно вывернуть ситуацию. В  награду его направили в  военную академию, после окончания которой он  был назначен начальником штаба авиационного полка в  Ярославле. В  1983 году получил звание подполковника. Служил в  противовоздушной обороне. Когда распалось советское государство, закончилась и  его военная служба. Он  вернулся в  Ингушетию. Работал в  аппарате правительства Республики Ингушетия начальником отдела мобилизации и  социального обеспечения воинов запаса. Некоторое время в  Народном собрании Ингушетии, потом в  аэропорту «Магас» начальником инспекции по  безопасности полетов, начальником секретного отдела.

О  наших земляках можно говорить много, и  о  каждом отдельно до  бесконечности. Желающие могут ознакомиться с  биографиями наших военных летчиков, посетив выставочный стенд центральной библиотеки  г. Назрани.

И  в  завершение хочется сказать, что работа по  поиску имён лётчиков-ингушей военной и  гражданской авиации продолжается. Помощь в  этом нам оказывают родные и  близкие наших соотечественников. И  если кто-то остаётся за  пределами нашего внимания, будем признательны всем, кто поможет нам в  сборе материалов о  наших земляках-летчиках. Работа над книгой «Ингуши в  истории российской авиации» продолжается, и, без всякого сомнения, тема эта будет продолжена и  последующими исследователями".

Лилия Харсиева

Последние новости

Что делать, если утеряна посылка?

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Подозреваемый в особо крупном мошенничестве останется под стражей

Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 03.04.2025 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,

Программа действий на длительную перспективу: «Единая Россия» представила промежуточные итоги реализации народной программы

Доклад о них партия направит Президенту Выполнению положений народной программы было посвящено заседание программной комиссии «Единой России», которое провёл Председатель партии Дмитрий Медведев.

Внимание !!!

Администрация города Назрань информирует о том, что прием документов для участия в конкурсе на замещение следующих вакантных должностей муниципальной службы:

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ессентуках на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *