Мифические картины Розы Хамхоевой
«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму.
«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму.
И эта правда есть сама красота».
Огюст Роден
Изобразительный язык богат возможностями для выражения мыслей об окружающем. Художник оперирует цветом, знаками и образами, раскрывая идею своего произведения.
Непосвящённому зрителю довольно сложно дать какое-либо определение творческим изысканиям начинающей, не имеющей профессионального образования и не будучи знакомой с законами изобразительного языка талантливой ингушской художницы Розы Мусаевны Хамхоевой. Ещё труднее определить стиль её креативной живописи, но именно это и делает её творчество уникальным.
Здесь мы видим некую фантастику, сюрреализм, насыщенный невероятным количеством образов, которыми она вовлекает ценителей искусства в свой удивительный мир фэнтези.
В творчестве Розы Хамхоевой ценители искусства находили отражение сильных человеческих эмоций. Любовь, печаль, радость – всё, что тревожило её, волновало душу, выливалось в сюжет картины. Но каждый, несомненно, видит в них что-то своё, и всегда разное. Тем не менее, несмотря на общность взглядов, каждому автору присущ свой ракурс обозрения мира.
Родилась Роза Хамхоева 26 августа 1997 года в ст. Орджоникидзевской (ныне город Сунжа Республики Ингушетия) в обычной ингушской семье. Окончила СОШ № 3 в 2015 году и в том же году поступила в Ингушский госуниверситет на технолого-педагогический факультет. В 2020 году окончила бакалавриат. На данный момент обучается на последнем курсе в магистратуре на том же факультете.
Ниже собраны наиболее типичные или, напротив, совершенно уникальные вопросы, которые я задал Розе Хамхоевой, и её ответы на них.
Роза, ты с самого детства была увлечена рисованием?
— Сколько себя помню, я любила рисовать.
— А именно как и когда к тебе пришло решение стать художником?
— Творческая атмосфера в студии «мАrtазанов» повлияла на мое решение стать художником.
— Я знаю, что твоим педагогом стал художник Муса Мартазанов. Как это произошло?
— Преподаватель в университете увидел мои работы и посоветовал пойти в художественную школу, после чего я попросила друга посоветовать преподавателя. Так я познакомилась с Аминой Дарсиговой, которая в итоге отвела меня к Мусе Яхьяевичу.
— Кто повлиял на твоё творчество в наибольшей степени?
— В плане живописи меня многому научил мой педагог Муса Яхьяевич. А на творчество в целом повлиял мой друг, который поверил в меня, научил не бояться того, что я делаю, заставляя экспериментировать и изучать новые техники и направления.
— Ты помнишь свою первую картину?
— Помню первую картину маслом, это был холст с чьей-то работой, которую я перекрыла своей горой Казбек и назвала «У подножия Казбека».
— Когда ты почувствовала себя художником?
— После первой персональной выставки в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия я смогла назвать себя художником. Именно благодаря сотрудникам Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия, которые проводят большую работу, открывая новые имена, поддерживая и вдохновляя художников на развитие своего творчества, состоялась и вторая моя персональная выставка в Центре культурного развития города Магаса.
— Как ты считаешь, художник иначе видит окружающий мир?
— Помимо собственной воли начинаешь смотреть на окружающий мир иначе. Глядя на горы, начинаешь видеть цвета и представляешь, что с чем смешать, чтобы получить именно этот цвет. Или как будет выглядеть этот пейзаж или образ при разном свете и в разное время суток.
— Завершая картину ты испытываешь удовольствие, или же тебе жалко с ней расставаться?
— Чувствую облегчение, так как очередная задумка удалась, но это не относится к картинам на заказ, если изначальная идея мне нравится и нужно заставить себя это сделать, то без всякого сожаления могу с ней расстаться.
— Есть ли у тебя самая любимая картина?
— Нет, определенной картины нет, даже если работа вышла неудачно, она мне все-равно дорога.
— Что именно больше любишь рисовать, и чем?
— Чаще всего пишу эльфов из кельтской мифологии и горные пейзажи маслом на холсте.
— Назови свой источник вдохновения.
— Источником вдохновения является абсолютно всё: люди, социальные сети, плохие и хорошие события в жизни, но особенно меня вдохновляет природа, горы, небо родной Ингушетии.
— Какая у тебя любимая часть творческого процесса?
— Любимая часть творческого процесса снимать плёнку с холста в предвкушении новой работы.
— А с чего начинаешь новую работу?
— С наброска в скетчбуке, обычно он в корне отличается от готовой работы на холсте.
— Какие материалы ты используешь для создания своих работ?
— Использую всё, что у меня есть: масло, гуашь, акрил, акварель, карандаши, уголь, тушь. Ничем из этого не овладела в совершенстве, но предпочтение отдаю маслу.
— Как ты выработала свой стиль, как бы ты его охарактеризовала? В чём его особенности и как ты его развиваешь?
— Как такового стиля у меня пока ещё нет, я ещё в поисках, но мои персонажи-эльфы скорее напоминают сюрреализм, а пейзаж и натюрморт – реализм.
Особенность, возможно, заключается в мрачных тонах работ. Развиваю и ищу себя, изучая творчество других художников. Например, те же картины Сальвадора Дали оказывают свое влияние на моё мировоззрение.
— Думала ли ты писать каких-то других персонажей?
— Пока ещё нет, скорее мои персонажи будут развиваться и эволюционировать вместе со мной.
— Какие темы волнуют тебя сильнее?
— Боль, страдания и несправедливость мира, стоящие на одной ступени с уютом, спокойствием и умиротворением.
— Как рождаются идеи для твоих работ?
— Идеи рождаются спонтанно, могу увидеть что-то интересное во сне, или сидя и глядя в одну точку. Идеи сами приходят в голову. Нет такого, чтобы приходилось напрягаться, пытаясь придумать что-то стоящее, иначе никакого удовольствия от работы не получить. Возможно, поэтому у меня мало работ со своими персонажами.
21. Какое место занимает творчество в твоей жизни? Как много времени ты посвящаешь творчеству?
— Творчество является основой моей жизни, первое место занимает живопись, а все остальное – фотография, дизайн и многое другое, идет после. Всё свободное время посвящаю творчеству.
— Чем ещё, кроме живописи, ты увлекаешься?
— Такого серьезного увлечения, как изобразительное искусство, нет, но занимаюсь росписью одежды, фотографией и многим другим просто как любитель.
— Родные и близкие поддерживают тебя в творчестве?
— Да, самую большую поддержку оказывает мой отец Хамхоев Муса Яхьяевич. Именно он поддержал идею пойти в художественную школу и развивать моё стремление заниматься творчеством.
— Можешь перечислить любимых художников?
— Любимые художники: Михаил Александрович Врубель, Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали. А из современных – не знаю, как зовут этого художника, но его псевдоним zestyarts и Mystical Buttons.
— Как ты думаешь, чему люди, даже далёкие от искусства, могут научиться у художников?
— Видеть красоту в мелочах.
— Какие напутствия или советы ты можешь дать начинающим художникам?
— Не останавливаться, всегда заканчивать работу, даже если кажется, что из этого ничего не выйдет.
Вот таким получилось моё интервью с молодой талантливой художницей Розой Хамхоевой. Хочу пожелать ей творческих и жизненных успехов, душевного равновесия и светлого мировоззрения.
Участие в выставках:
2019 год – V юбилейная выставка «Дорогой искусства» в студии «мАrtазанов», г. Карабулак;
2020 год – выставка, посвящённая Дню художника в ИнгГУ, г. Магас;
2021 год – конкурс рисунков на стене «Мой край! Мой взгляд!», в рамках открытия летнего туристического сезона в курортной зоне Армхи Республики Ингушетия;
2021 год – выставка «Молодые художники» в ИнГУ, г. Магас;
2022 год – персональная выставка «Здесь оживают сказочные сны» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; персональная выставка в Центре культурного развития, г. Магас.
А. Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия.
Последние новости
Ежегодный мониторинг здоровья населения: тревожные сигналы
Отчет показывает ухудшение показателей здоровья в стране.
Памятка о вирусе Коксаки
Информация о симптомах и опасностях инфекции.
Обострение конфликта: ОМОН задерживает участников протестов в городе
Подразделения ОМОН продолжают проводить задержания на фоне массовых протестов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку