Новые времена — новые возможности
Мировая общественность отмечает день научной фантастики Среди любителей различных литературных жанров немало встречается поклонников научной фантастики, которых объединила любовь к этому направлению в литературе,
Среди любителей различных литературных жанров немало встречается поклонников научной фантастики, которых объединила любовь к этому направлению в литературе, кино и других видах искусства.
Направлений в научной фантастике выработано очень много. Причем каждое из них основано на определённых допущениях (вымыслах, фантазии, воображении) в области науки и техники и их влиянии на окружающий мир. И, несмотря на то, что сегодняшний мир стал таковым, что чтение перестало быть массовым хобби, произведения писателей-фантастов и заложенные в них идеи и интригующие сюжеты, позволяют перенести своих читателей в мир настоящих чудес.
Человек всегда стремился заглянуть в будущее разными способами. Одним из них является литература. Многие авторы в своих книгах предвосхищали будущие научные открытия за целые десятилетия до начала реальных исследований.
Так возник жанр научной фантастики, у которого очень много поклонников. А теперь появился ещё и праздник — День научной фантастики, который отмечается в течение недели: со 2 по 9 января. В качестве даты начала празднования выбрали день рождения одного из выдающихся писателей-фантастов XX века Айзека Азимова — уважаемого автора, которого многие считают гением фантастики.
Айзек Азимов (урожденный Иссаак Юдович Озимов) родился 2 января 1920 года в местечке Петровичи под Смоленском. Мальчика при рождении нарекли Исааком, но когда ему исполнилось три года, семья переехала в Америку, где будущий фантаст получил новое, более привычное для американцев имя — Айзек Азимов.
Несмотря на то, что первые годы своей жизни он жил в русскоязычной среде, Айзек легко адаптировался к обучению в Америке. Для того, чтобы мальчик начал обучение в школе раньше своих сверстников, его мать сменила день рождения сына на год вперед. Как обычно, такое ускоренное погружение во взрослую жизнь «отбивает» у детей всякое стремление к учёбе, потому что вокруг находятся одноклассники, чьи мыслительные процессы сформировались уже на порядок больше, а значит, они с большей лёгкостью смогут приступить к разным заданиям. Но для Айзека Азимова эта конкурентная среда не только не отбила желание учиться, но и поспособствовала его дальнейшей научной карьере.
После школы А. Азимов блестяще окончил бакалавриат, магистратуру, а затем и аспирантуру. Получив ученую степень по биохимии, он стал преподавателем и продолжил писать научные работы. В общей сложности Азимов написал около пяти ста произведений, включая научные труды, хотя всемирную известность он получил всё-таки за свою литературную деятельность.
В своих научно-фантастических работах Айзек Азимов не просто описывает вероятное будущее человечества, но и поднимает множество философских вопросов. Например, какими должны быть роботы. Во многих научно-фантастических произведениях, написанных до Азимова, созданные человеком «существа» зачастую были не только без души, но и представляли собой опасность для человека. Во многом именно благодаря Азимову у людей постепенно стал уменьшаться страх перед неизвестностью будущего и преобладать позитивный взгляд на применение роботов. К примеру, в рассказе «Хоровод», который был написан Азимовым в 1942 году, приводятся три закона роботехники, которые стали путеводными не только в научно-фантастических произведениях о роботах, но и в быту, когда через много лет после написания этих законов, роботы и другие интеллектуальные системы постепенно стали появляться в каждом доме.
Если говорить о научной фантастике, как о литературном жанре, то надо отметить, что он имеет большую популярность среди читателей. Не излишне будет сказать, что фантастикой увлекаются сотни миллионов человек, потому как этот жанр, как в литературе, так и в кино, допускает фантастические домыслы в области науки и техники, их влияние на жизнь людей будущего, либо общества из параллельной вселенной.
Писатели фантасты обычно размышляли и фантазировали на тему «а что было бы, если бы...». А научные достижения становились главным источником вдохновения для писателей этого жанра. Как хорошо известно любителям этого жанра, научная фантастика основывается на различные спекуляции в области точных, естественных и гуманитарных наук, описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
Надо сказать, что научная фантастика существовала еще во времена Жюль Верна, но её скачок в развитии стал ответом литературного мира на резкие социальные и экономические изменения в обществе. Этот жанр стал невероятно популярным из-за промышленной революции конца прошлого века и научно-технического прогресса, который стал ее финальным штрихом.
Ещё в дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Ф. Булгарин, В. Одоевский, В. Брюсов, К. Циолковский, которые несколько раз излагали свои воззрения на науку и технику в виде художественных рассказов. Но до революции научная фантастика не была сложившимся жанром со своими постоянными писателями и поклонниками.
Первоначально авторы описывали достижения в техники тех лет, но вскоре начали фантазировать и о будущем. Классический пример ранних работ в жанре научной фантастики — труды Жюль Верна и Герберта Уэллса.
Немного позже появились такие мастера слова, как Рэй Брэдбери, Андрей Белянин, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов. Их работы были пронизаны философскими идеями, вшитыми в канву повествования. В своих произведениях авторы новой волны поднимали важные вопросы. Теперь им мало было просто представить, куда шагнет наука завтра. Они хотели понять, как на это отреагирует общество, и к чему все это вообще может нас привести.
Перечисление произведений этих и других авторов, творивших и продолжающих творить в жанре научной фантастики, заняло бы не одну страницу. Однако к заслугам писателей-фантастов смело можно отнести то, что многие идеи, изложенные в их произведениях, рано или поздно становились реальностью.
Научной фантастикой вдохновляются не только рядовые читатели, но и реальные ученые, а многие из них даже проверяют свежие произведения на соответствие научным фактам. А космическая фантастика и вовсе переживает сегодня настоящий ренессанс. Космические приключения и невероятные открытия, которые описывает современная научная фантастика, вполне могут стать реальностью в далеком или не очень будущем.
Многие литературные критики и писатели называют идеи фантастов пророческим видением сокрытого завесой неизвестности будущего, попыткой умозрительного воссоздания вариантов развития человечества. По их мнению, книги в жанре научной фантастики давно перестали быть просто развлекательной литературой. Открывая дверь в иные миры и пространства, они стали давать читателю виденье того, что может с большой вероятностью случиться в будущем, вдохновляя людей на новые научные свершения.
Именно эта неизвестность и выход за рамки уже распознанного привлекали и продолжают привлекать умы писателей и читателей научной фантастики. По мнению всемирно признанного писателя-фантаста и популяризатора науки Айзека Азимова, это «литература о влиянии научно-технического прогресса на человека».
Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия».
В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачён «хороший социологический труд».
Это мнение разделял и Айзек Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.
Американский изобретатель, бизнесмен, писатель, основатель первого в мире журнала научной фантастики Хьюго Гернсбек, описывал этот жанр так: «Под научной фантастикой я понимаю литературу в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса — романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и пророческим видением».
Писатель Кингсли Эмис определял научную фантастику как литературу, «описывающую ситуации, невозможные в известном нам мире, но гипотетически возможные на базе науки, технологии или псевдо-технологии, человеческого или инопланетного происхождения».
Советский писатель-фантаст Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз фантастика научная, то она в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива».
Научная фантастика имеет в своем списке направлений с десяток пунктов, но почти все литературные критики и исследователи выделяют среди них такой жанр, как хронофантастика, основной темой которого являются путешествия во времени. Этот популярный жанр, возникший в литературе, впоследствии просочился и в другие области искусства, живопись, кино и даже архитектуру. Жанр, созданный в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида можно отнести к альтернативной истории, так как упор делается на направлениях развития науки и техники: например, совершенствованию паровых двигателей и сложной механики вместо двигателя внутреннего сгорания и электроники.
Хронофантастика — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени. Ключевым произведением этого жанра считается «Машина Времени» Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше, но именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику.
Один из самых популярных сюжетов в хронофантастике — герой из настоящего, попавший в прошлое, изменяет ход истории. В XX веке идея путешествия во времени, и даже туризма, получила большое развитие. Фантасты посвятили много произведений анализу временных парадоксов, которые могут быть вызваны путешествием в прошлое или возвращением из будущего в настоящее. Эта тема, например, поднимается в знаменитом рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром». Кир Булычёв использовал путешествие во времени в десятках своих книг, в том числе и в цикле об Алисе.
Заезженная тема обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классическими примерами того являются небезызвестные нам кинотрилогии «Назад в будущее», фильм «Иван Васильевич меняет профессию», фрагмент повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и другие.
Из истории можно увидеть, что в СССР научная фантастика была одним из самых популярных жанров. В стране существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики. Выходили альманахи с рассказами начинающих авторов — например, «Искатель», «Мир приключений». Фантастические произведения публиковались в научно-популярных журналах — таких как «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Техника — молодёжи», «Знание — сила», «Химия и жизнь», «Юный техник», «Уральский следопыт».
Всё это говорит о том, что в Советском Союзе этот вид фантастики был очень популярен. Ещё бы! Советский человек первым вышел в космос, научные достижения были одними из самых передовых в мире. Все мальчишки мечтали полететь изучать Вселенную.
В то же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на будущее, веру в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира.
В 1934 году на съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в одном ряду с детской литературой.
Одним из первых в стране советов научную фантастику начал писать Алексей Толстой, автор небезызвестных нам произведений «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлита». Кстати, экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом.
В 1920–1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева, среди которых на почетном месте стояли «Борьба в эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и другие, а также «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева «Плутония» и «Земля Санникова». Хорошо известных нам сатирико-фантастических повестей М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике.
Советская фантастика пережила кризис в 1930-е и 1940-е годы, когда усилилось давление цензуры на писателей. В этот период преобладала фантастика, посвящённая популяризации науки и техники и рассматривающая лишь события ближайшего будущего.
В 1950-е годы бурное развитие космонавтики приводит к расцвету фантастики об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К ведущим авторам этого периода относятся Г. Гуревич, А. Казанцев, Г. Мартынов.
В 1960-е годы и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике. В этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис» и «Сталкер»).
Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей, в которой часто содержался прогноз научно-технических достижений будущего, например, «Приключения Электроника», дилогия «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», «Тайна третьей планеты», «Гостья из будущего» и др.
Огромным прорывом для кинофантастики стало появление в конце 1970-х цифровых спецэффектов и компьютерной графики. В числе первых фильмов, применявших компьютерную графику, были «Звёздные войны» (1977) и «Трон» (1982), причём последний вывел эти технологии на новый уровень. Благодаря небывалому коммерческому успеху «Звёздных войн» и появлению новых технологий, кинофантастика с начала 1980-х переживает бум популярности, фантастические киноленты становятся блокбастерами. Новым витком в развитии технологий кинофантастики стал фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009), который довёл до небывалых высот технологию 3D-кинематографа.
В современной России научная фантастика популярна и развита. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы (такие как «Обитаемый остров», «Хардкор», «Притяжение», «Пришелец»).
С начала 2000-х начали выходить журналы и альманахи о фантастике: «Если», «Мир фантастики», «Полдень, XXI век»; появились крупные сайты о фантастике, такие как «Лаборатория фантастики», «Архивы Кубикуса» и др.
Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров; одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики. Но в любом случае, День научной фантастики — это хорошая возможность взять в руки новое произведение или уже прочитанное и погрузиться в мир, многое из которого в скором будущем может обратиться в реальность. А это уже заставляет задуматься над проблемами настоящего.
Мадина ОздоеваПоследние новости

Что делать, если утеряна посылка?
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Подозреваемый в особо крупном мошенничестве останется под стражей
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 03.04.2025 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Программа действий на длительную перспективу: «Единая Россия» представила промежуточные итоги реализации народной программы
Доклад о них партия направит Президенту Выполнению положений народной программы было посвящено заседание программной комиссии «Единой России», которое провёл Председатель партии Дмитрий Медведев.
Внимание !!!
Администрация города Назрань информирует о том, что прием документов для участия в конкурсе на замещение следующих вакантных должностей муниципальной службы: