С чувством педагогического долга
Есть такая избитая фраза «героями не рождаются, героями становятся», так вот применительно к педагогике можно сказать то же самое.
Есть такая избитая фраза «героями не рождаются, героями становятся», так вот применительно к педагогике можно сказать то же самое. И действительно, учителем можно стать, только соприкоснувшись с этой профессией и если придёт понимание, что у тебя есть призвание!
Кто-то идёт в эту профессию целенаправленно, с раннего детства, других приводит любовь к тому или иному предмету. Но остаются педагогами только профессионалы и только те, которые действительно любят детей и умеют с ними работать.
Заслуженный учитель России Любовь Яхьяевна Мержоева преподает математику в ГБОУ «Лицей № 1 г. Назрань». В её рабочей характеристике написано: «Является одним из лучших учителей РИ, владеет современными информационными технологиями, зарекомендовала себя как настоящий профессионал, творческий, эрудированный, высококвалифицированный учитель. В основе ее педагогических методов главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности. Она выстраивает педагогически целесообразные отношения с учащимися, учитывая их возрастную психологию и психологию межличностного общения».
А если сказать проще, то Любовь Яхьяевна хорошо знает свой предмет, умеет преподнести его детям внятно и доходчиво и с детьми имеет тёплые доверительные отношения.
Любовь Яхьяевна родилась в городе Грозном. В общеобразовательной школе № 46, где она училась, был сильный педагогический коллектив, так что знания и дисциплина здесь соответствовали показателям образцовой советской школы. У девочки с первых дней были особые способности к математике. Она с лёгкостью решала задачи по школьной программе и любила выполнять усложнённые задания по дополнительным справочникам.
Разумеется, вопрос, куда идти учиться после школы, перед ней не стоял. В 1986 году она поступила на математический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Надо сказать, что это был очень престижный и сильный вуз. Здесь работали настоящие педагоги-ученые, профессионалы своего дела.
Но 90-е годы внесли свои коррективы в жизнь Любы Мержоевой и многих её современников. Она была на четвёртом курсе, когда люди массово стали уезжать из Грозного, была большая текучесть кадров в университете и в городских школах. По причине острой нехватки учителей лучших студентов из старших групп стали привлекать к педагогической деятельности. Таким образом, свой профессиональный трудовой путь Любовь Яхьяевна начала в школе № 56 г. Грозного. Конечно же, за плечами у неё была студенческая практика, но это совсем другое дело. А тут она впервые почувствовала за собой, как за педагогом, серьёзную ответственность: она должна дать знания и от неё во многом зависит будущее этих детей. Иначе говоря, она поняла и прочувствовала, что такое чувство долга и ответственности!
«Я должна, не могу иначе»
В 1991 году Любовь Яхьяевна приходит работать учителем математики в школу № 14 г. Грозного, которая в те годы гремела своими успехами и новаторством не только в республике, но и по всему Союзу. Здесь заработал один из первых компьютерных классов по всей России, была впервые введена группа продлённого дня круглосуточного пребывания детей с бесплатным питанием, организована кружковая работа по разным направлениям. Школа занимала первые места по всем показателям и была награждена дипломом Госкомитета СССР по народному образованию (1990). Директором школы был известный педагог, заслуженный учитель ЧИАССР Сергей Магомедович Чапанов.
Разумеется, требования к педагогам были высокие. Ну а Любовь Яхьяевна была лучшая выпускница вуза. На неё делали ставку в университете, потому как хотели видеть её в качестве преподавателя на кафедре математического анализа. Но получилось, как получилось, о чём Любовь Яхьяевна не сожалеет, и даже тот факт, что её профессиональный путь начался под руководством такого Учителя, как Сергей Магомедович, считает для себя большой удачей. К тому же, эти самые ученики школы № 14 до сих пор поддерживают тёплые отношения со своим педагогом. Война разбросала их в 90-х годах по всему бывшему Союзу, некоторые оказались и за границей. Но благодаря современным средствам связи они воссоединись в онлайн-группу. Мало того, по их просьбе Любовь Яхьяевна проводит периодически онлайн-занятия по математике с их детьми.
В 1993 году Сергей Магомедович переходит работать по приглашению руководства Республики Ингушетия на должность заместителя министра образования и науки. А Любовь Яхьяевна уходит в свою родную школу, которая находилась в шаговой доступности, потому как добираться до школы № 14 в другой район уже было сложновато, в Грозном было неспокойно, не работал транспорт, а потом и вовсе начались боевые действия, после которых она уехала жить в Ингушетию.
Через год вернулась в свою школу, в полуразрушенный город Грозный. А тем временем Сергей Магомедович возглавил первую инновационную школу в Ингушетии — лицей № 1 г. Назрани. Для начала он стал собирать лучших своих педагогов, которые с ним работали в разное время. В числе приглашённых была и наша героиня.
— А у меня 11-й выпускной класс, — вспоминает Любовь Яхьяевна. — Я говорю Сергею Магомедовичу: «Не могу. Не могу вот так вот оставить детей и уйти. Я должна их довести до конца». Ну потом пришли к общему варианту. С понедельника по пятницу я работала в лицее в г. Назрани, а в субботу вела занятия в Грозном. Так и моталась год из города в город. Но если в Грозном мы работали без зарплаты, на честном слове, то в Ингушетии нам платили, но мало, потому как «грозненским» учителям сняли категории. Такие были времена.
Профессионал высшей категории
Надо сказать, что Любовь Яхьяевна уже со следующего учебного года смогла восстановить свой статус профессионала высшей категории, когда в трёх олимпиадах подряд её подопечные заняли первые места.
«Любовь Яхьяевна умеет выбирать оптимальные формы, приемы обучения, которые повышают заинтересованность учащихся в изучении математики, — написано в ее рабочей характеристике. — Сознательное освоение программного материала побуждает учащихся к активной самостоятельной работе, формирует у них ответственное отношение к учёбе. Очень примечательно, что для самоконтроля, для реальной картины своих учебных достижений учитель проводит мониторинг, на основании которого делает вывод, выявляет тенденцию личностного и умственного развития учащихся».
Отдельно следует сказать о Любови Яхьяевне, как о «классной маме». Быть классным руководителем — это не менее ответственный момент в жизни каждого учителя. Чем интересуется, как живёт и, как говорится, чем дышит ребёнок? За какие ниточки надо потянуть, чтобы дети вам доверяли? На эти и другие вопросы у Любови Яхьяевны есть ответы. Она создает все условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей ребёнка, для интеллектуального, культурного и нравственного совершенствования учащихся. На классных часах и во внеурочное время проводит беседы с учениками, выстраивает добрые и доверительные отношения, направленные на формирование гармоничной личности, посредством духовно-нравственных и национальных ценностей, прививая детям такие качества, как целеустремленность, трудолюбие и милосердие.
Её профессиональная компетентность и увлеченность предметом, широкая эрудиция, принципиальность и отзывчивость, дисциплинированность и ответственность снискали уважение не только со стороны руководства школы и коллег, но и со стороны родителей и учащихся.
«Любовь Яхьяевна — заведующая кафедрой точных наук, учитель высшей категории, хорошо знает содержание своего предмета, успешно формирует у школьников глубокие и прочные знания, умения и навыки практического владения предметом. Умеет грамотно заинтересовать каждого ученика и является хорошим наставником для молодых специалистов», — говорит директор лицея Марьям Борисовна Шадыжева.
«Чуткий педагог, преданный своему делу и беззаветно любящий детей, — дополняет коллега Мадина Исаевна Галаева. — Всегда в поиске новых средств и форм обучения. Полна сил, энергии и творческих замыслов. Открыта и проста в общении. Умеет вдохновлять, созидать и творить».
Несмотря на успехи, теоретические знания и накопленный опыт трудовой деятельности, на достигнутом наша героиня не останавливается. Она ежегодно участвует в научных проектах и добивается высоких результатов. Постоянно отслеживает информацию на сайтах Министерства образования и других образовательных порталах, чтобы быть в курсе нововведений в системе образования. В её образовательном багаже курсы по финансовой грамотности. Свои знания и опыт она использует и в работе с коллегами — проводит занятия для учителей математики по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Помимо этого, Любовь Яхьяевна — эксперт по математике при проверке ЕГЭ и ОГЭ.
Награды, звания, поощрения, успехи
Любовь Яхьяевна имеет многочисленные грамоты и благодарственные письма от Министерства образования РИ, оргкомитета г. Казань, общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего», научного сообщества «Интеграция» и т. д.
Она почетный работник общего образования РФ (2006), заслуженный учитель РИ (2006), заслуженный учитель РФ (2012).
Победитель конкурса лучших учителей России (2006); включена в энциклопедии «Лучшие люди России», «Одаренные дети и их учителя». Награждена золотым знаком «Лучшие люди России», дипломом международного форума «Одаренные дети — будущее России», международным золотым орденом «Сердце отдаю детям», золотыми медалями «За доблестный труд», «Лауреат Артиады народов России» и «Лица года — 2014», медалью «За вклад в развитие образования» (2016).
Любовь Яхьяевна — ветеран труда, победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «Лучшие люди. Лучшие в образовании» (2016), победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2015», победитель республиканского конкурса «Лучший учитель математики, физики и информатики» (2017), победитель Всероссийского дистанционного конкурса «Учитель года России — 2018» (первое место по РИ, 11-е место по РФ), участник республиканского конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный» (2023).
Публикуется в электронном педагогическом журнале «Золотой век».
Любовь Яхьяевна любит повторять, что за успехом любого ученика стоит учитель. И с этой аксиомой не поспоришь, и здесь есть учителю чем и кем гордиться. Ученики Любови Яхьяевны ежегодно становятся победителями и призерами республиканских предметных олимпиад по математике и экономике, всероссийских очных и заочных олимпиад — СКФО, ЗФТШ при МФТИ и т. д. Ее выпускники учатся в лучших вузах России: МГУ имени Ломоносова, МФТИ, РУДН, МГТУ имени Баумана, ЮФУ, ФИНЭК, медицинских вузах и других.
Нельзя не сказать и о тех учениках, которые сегодня стали её коллегами и успешно преподают в стенах родного лицея. Это Жанна Тагировна Оздоева, Танзила Курейшовна Хашагульгова, Лиза Султановна Арапиева, Амина Джабраиловна Кодзоева и т. д.
И всё же главное достижение Учителя — это признание, это достойные ученики! И это видится не только в успехах бывших подопечных, но и в личностных качествах. А выпускники Любови Яхьяевны отличаются и своим воспитанием, и вниманием, которое они проявляют к своим бывшим наставникам. Звонят своему учителю со всех уголков России, и даже зарубежья, поздравляют с праздниками, не упускают возможности посидеть за чашкой чая, вспоминая школьные истории, рассказывая о своих достижениях и неудачах, и просто беседуя о жизни.
Ну а планы на будущее? «Подготовка к ЕГЭ с первых же дней учебного года. Впереди Москва, — шутит Любовь Яхьяевна, — отступать некуда!»
Лилия ХарсиеваПоследние новости
Главный врач участковой больницы Ачалуки о вызовах здравоохранения
Мурад Ужахов делится опытом работы в условиях современных реалий.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе
Городские власти представили план развития на ближайшие годы.
Глобальные изменения климата: вызовы и решения для общества
Знание о климатических изменениях становится ключевым для решения экологических проблем.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией