«Помощь Творца и вера в свои силы — вот что нам помогало и до сих пор помогает справляться с ежедневными трудностями»

Малика Албагачиева со своими подопечными В наш век стремительной глобализации и цифровизации знакомые призывы «Дети — наше будущее», «Все — для укрепления семьи!», «Все лучшее — детям!» и т. п. все чаще звучат по инерции,

Малика Албагачиева со своими подопечными

В  наш век стремительной глобализации и  цифровизации знакомые призывы «Дети  — наше будущее», «Все  — для укрепления семьи!», «Все лучшее  — детям!» и  т.  п. все чаще звучат по  инерции, как дань уважения вековым моральным ценностям, которых, увы, постепенно, но  настойчиво пытаются подменить другими ценностями. Вопрос: кто и  с  какой целью  — это тема для отдельного разговора.

А  теперь представьте, каково в  этом «театре абсурда», этой лаве лицемерия, негласных и  путаных правил, установленных взрослыми для «себя любимых», жить детям-инвалидам? Тем, кого мы  стеснительно называем «не  такими как все». Как их  неокрепшим умам, что называется, не  свихнуться, а  душам  — не  ожесточиться? Однако парадокс: именно такие дети способны подсказать нам  — взрослым, как не  ввергнуть человечество в  апокалипсис.

Именно эта мысль меня пронзила во  время посещения Республиканского центра дистанционного обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья в  г. Магасе, которым руководит Малика Албагачиева  — удивительно открытый и  честный человек, которому судьба сама указала ее  стезю, дорогу в  профессию, с  которой она не  сходит, несмотря на  все треволнения, мужественно ею  перенесенные, и  многочисленные барьеры, преодолевать которые она, кажется, привыкла.

О  том, как «особые» дети пытаются овладевать навыками взрослой жизни и  как им  в  этом помогают преподаватели центра, корреспондент газеты «Ингушетия» и  беседует с  ней.

—  Малика Бобуляевна, как давно ваш центр работает и  что стало обоснованием для его создания?

—  Официально мы  открылись в  феврале 2011 года на  базе школы №  10  в Назрани в  тесных, мягко говоря, условиях. С  1  сентября того  же года начался учебный процесс по  дистанционной модели. А  вообще, работать мы  начали еще в  2009  году, когда 7  учителей прошли специальную подготовку по  дистанционному обучению детей в  Москве.

В  2010 году в  рамках развития дистанционного образования детей-инвалидов по  линии приоритетного национального проекта «Образование» 75  педагогам и  170 детям-инвалидам, нуждающимся в  дистанционном образовании, были созданы рабочие места, оснащенные специализированным компьютерным оборудованием с  доступом к  сети интернет, а  также программным обеспечением, предусматривающим дистанционное обучение на  дому.

В  2012 году подготовку прошли уже 252  педагога, рабочие места были созданы для 213 детей-инвалидов. С  2013 года центр функционирует в  городе Магас, в  одном из  корпусов школы-лицея, началась реализация интегрированной модели обучения, при которой ученик может совмещать обучение в  центре и  в  школе по  месту жительства.

Что касается обоснования при принятии решения создать центр... Думаю, никто не  станет спорить с  тем, что таким детям необходим особый подход, чтобы плавно «включить» их  в  обычную жизнь. Наше образование всегда имело особое направление  — коррекционное. Для этого готовились специальные кадры, создавались специальные школы. По  сути это была изоляция для ребенка с  ограниченными возможностями здоровья. И  вот теперь мы  делаем первые шаги в  направлении «включения» и  интеграции детей с  ограниченными возможностями здоровья в  обычную жизнь. Да, она сложна для их  восприятия. Но  главное, чтобы они не  чувствовали свою незащищенность  от, образно говоря, «жизненных штормов», адекватно воспринимали происходящее вокруг.

—  Как проходило становление центра?

—  Процесс становления нашего центра как образовательной организации не  всегда был простым. Сказывалось отсутствие опыта аналогичной педагогической работы в  республике, сложности определения программ для особых детей и  наличие технических проблем. В  процессе развития центра, формирования профессионального педагогического коллектива и  устранения выявляемых проблем нам, к  счастью, удалось создать организацию, отвечающую потребностям детей с  ограниченными возможностями здоровья и  завоевать определенный авторитет и  признание в  республике.

И  здесь отмечу, что на  этом пути нам помогали очень многие неравнодушные к  данной проблеме люди: и  местные власти и  меценаты  и, конечно  же родители, которые порой не  верили, что их  дети смогут обрести свое достойное место в  жизни, реализовать таланты, заложенные в  них Всевышним. Помощь Творца и  вера в  свои силы  — вот что нам помогало и  до  сих пор помогает справляться с  ежедневными трудностями.

Кроме того, повысить методическое мастерство и  соответствующие профессиональные навыки и  компетентности помогло направление педагогов на  профильные курсы. Так, в  2015 и  в  2016 годах учителя начальных классов прошли курсы по  теме «ФГОС для детей с  ОВЗ», «ФГОС для детей с  умственной отсталостью» (ФГОС  — федеральный государственный образовательный стандарт).

С  учащимися работают квалифицированные психологи, логопеды, кураторы и  педагоги, которые оказывают психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в  освоении основных общеобразовательных программ. Для каждого ученика разработан индивидуальный учебный план с  учетом их  индивидуальных особенностей, проводятся коррекционно-развивающие занятия для их  адаптации к  условиям обучения, преодоления препятствий в  коммуникации и  освоении образовательных программ. Занятия проводятся в  индивидуальной, очно-заочной и  групповой форме. Следствием успешной работы стали хорошие результаты учащихся в  олимпиадах различных уровней, во  всероссийских дистанционных олимпиадах и  во  Всероссийском парамузыкальном фестивале.

Большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. На  базе центра работают кружковые объединения по  интересам. Ежегодно выпускники центра сдают ГИА в  форме ЕГЭ и  ГВЭ и  поступают в  вузы и  ссузы.

В  рамках сетевого взаимодействия мы  сотрудничаем с  общеобразовательными учреждениями и  профтехколледжами республики. На  базе лицея  г. Сунжа, школы №  5  г. Малгобека и  с.  п. Алхасты оборудованы по  три учебных класса для обучения детей-инвалидов. Методистами центра оказывается помощь школам, внедрившим инклюзивное образование, при разработке индивидуальных учебных планов и  адаптированных образовательных программ для детей с  ОВЗ с  учетом их  индивидуальных особенностей и  образовательных потребностей.

Кроме того, сотрудниками центра оказывается помощь обучающимся в  профориентации. Заключены договора с  колледжем сервиса и  быта и  Ингушским политехническим колледжем на  обучение 20  девочек (повар-кондитер, домашняя медсестра) и  12  мальчиков (автодело). На  сегодняшний день наш центр, благодаря успешной реализации учебных программ и  программ дополнительного образования, готовит детей, способных своими знаниями занять достойное место в  жизни.

Хочется подчеркнуть, что задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа для детей с  ограниченными возможностями здоровья должна быть нацелена не  только на  собственно образовательные цели, но  и  на  то, чтобы каждый ребенок нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в  жизни.

Включение в  систему образования таких детей посредством дистанционного обучения позволяет не  только усовершенствовать и  повысить качество образования, но  и  дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и  обмена мнениями в  компьютерной сети, т.  е. содействует их  интеграции в  социум посредством интернет-технологий. Для ребенка с  ограниченными возможностями это открывает пути в  новый мир, дает возможность реализовать себя и  свои потребности, преодолеть свое одиночество.

—  Говорят, все дети талантливы. Как вы  определяете, к  чему ваши подопечные склонны, к  какому роду деятельности?

—  Действительно, все дети, особенно наши, как говорится, поцелованы Богом. В  таких детях раскрываются таланты, подчас даже не  поддающиеся человеческой логике.

Интересы детей, способы познания ими мира и  сферы самореализации очень различны. Поэтому и  потребность в  дополнительных услугах достаточно многогранна. С  этой целью в  центре, как я  сказала, организовано кружковое обучение. Кружковая деятельность  — форма свободного творчества в  том смысле, что ребенок ее  выбирает добровольно. К  примеру, в  центре работает кружок «Волшебная мастерская», куда входит бисероплетение, бумагопластика, волшебная шерсть, аппликация, квиллинг.

А  вообще, так хочется рассказать о  каждом ребенке отдельно. Например, об  Абдул-Малике Гасарове, известной всем нам Аише Ажиговой, мудрым не  по  годам Магомеде Евлоеве, Рание Мержоеве, Могушковой Амине. Перечисляла  бы и  перечисляла имена всех.

Самое удивительное  — это  то, что наши ученики, после завершения вузов приходят к  нам в  центр в  качестве преподавателей и  воспитателей. Понятно, что они лучше других знают, как найти к  «особым детям» подход, подготовить их  к  взрослой жизни. Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и  радость, они восприимчивы как к  добру, так и  к  злу, поэтому важно, с  какой личностью они соприкасаются в  своей жизни. Спасибо всем, кто проникается болью наших детишек, жизненной трагедией их  родителей.

P.  S.  Знаете, что меня больше всего удивило, нет  — поразило, во  время посещения центра? Его теснота. В  республике столько «бесполезных» организаций, занимающих просторные (хоть ипподром устраивай, как говорится в  ингушской поговорке) помпезные здания, что отсутствие этих «шарашкиных контор», перефразируя героя культового советского фильма, никто  бы не  заметил. К  чему я  это  — думаю, не  стоит объяснять.

Борис Терский

Последние новости

Помним и чтим!

22 июня 1941 года началась одна из самых кровопролитных войн в истории человечества.

Глава Ингушетии навестил участника СВО Али Наурузова

Глава Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматов навестил участника специальной военной операции Али Наурузова и его семью, проживающих в с.п.Верхние Ачалуки.

В пришкольных лагерях Ингушетии прошли мероприятия, приуроченные ко Дню памяти и скорби

22 июня 1941 года- одна из самых печальных и скорбных дат в истории России.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *