11.05.2023

«Соборная мечеть Якутска была смыслом последних лет его жизни» — Егор Борисов

Каждый из нас рано или поздно задумывается над смыслом своей жизни.

Памяти Абдул-Халима Магомедовича Аушева

Каждый из нас рано или поздно задумывается над смыслом своей жизни. Для чего я живу, к чему я пришел, чего собираюсь достичь? И что важно – какой след я оставлю после себя?
История Абдул-Халима Аушева началась 24 августа 1937 года в селении Мужичи, где он родился, и откуда 23 февраля 1944 года был выслан вместе со всем народом в Казахстан.
В Павлодаре он заканчивает среднюю школу. Затем долгие три года службы в армии на Украине, окончание строительных курсов и начало большого пути настоящего мастера и строителя…
В 1969 году молодой, уже женатый Халим уезжает из ЧИАССР в далекую и холодную Якутию строить объекты. Он работает в самых суровых климатических условиях, где температура зимой опускается до – 50, а то и ниже, а летом не дает покоя мошкара. Но строить нужно было. Халим работает в Верхнеулюске, Нюрбе и других районах большого края.

Абдул-Халим Аушев и Егор Борисов


Вспоминает Егор Афанасьевич Борисов (ныне член Совета Федерации от Республики Саха- Якутия): «Наше знакомство произошло в 1981 году. Я был молодым специалистом, руководителем предприятия. Он уже был состоявшимся строителем. На момент нашего знакомства Халим работал в Таттинском (бывш. Алексеевском) районе. Я помню, в помещение вошел кавказец с острым взглядом, в каракулевой шапке. С таким шумом заходит, смеется, со всеми здоровается, все его рады видеть. Я сперва наблюдал за ним, а потом начальник предприятия говорит ему, что вот человек хочет с вами познакомиться. Пообщались немного. Он рассказал, что строит большой объект. А я понимал, что ни одного нормального каменного объекта у меня в районе нет, кроме здания администрации. Предприятие-то было крупное — районное объединение «Сельхозтехника», а строить не могли. И говорю Халиму, что хотим построить объекты для людей, нужна твоя помощь. Через месяц два мы снова встретились на подведении итогов предприятий, и там я Халима пригласил к нам на местность в Чурапчу. Помню, он приехал на самосвале.
Я его попросил построить детский садик, как можно скорей, потому что была острая необходимость. Он согласился, и садик был построен. Мои дети в него ходили еще. Сейчас он до сих пор стоит, как игрушка красивый..».
Под руководством и при непосредственном участии Абдул-Халима были построены десятки административных и хозяйственных объектов по всей Якутии,
Но все же с Чурапчой будут связаны долгие годы его жизни. Он станет почетным гражданином Чурапчинского района, Заслуженным строителем ЯАССР. Люди ему доверяли, и он их не подводил. Предприятие «Сельхозтехника» поистине стало ему родным местом.
Абдул-Халим проработает в этом районе вплоть до выхода на пенсию в 1992 году.


К этому моменту у него уже четверо взрослых детей, и он решает переехать на Родину в Пригородный район, селение Шолхи. Но не прошло и двух недель после новоселья, как началась кровавая бойня- геноцид ингушского населения в Пригородном районе и г. Владикавказе. Его семье пришлось пережить ужасы тех страшных ноябрьских дней.
Абдул-Халим попал в заложники к осетинским бандформированиям и был доставлен в Сунжу, где к этому времени содержались еще сотни ингушей. Старшая дочь Захида в это время получала высшее образование в Алматы. Старший сын Тимур был у родственников в Назрани, а жена Абдул-Халима и младшие дети Рашид и Мадина находились в заложниках в комендатуре Шолхи. Вместе с ними сидел под дулом автомата и их якутский друг- молодой азербайджанец Азар, который приехал к ним погостить.
Благодаря милости Всевышнего, все остались живы, и тогда глава семейства Аушевых принимает новое ответственное решение – надо возвращаться в Якутию. Вернуться туда, где его родные и близкие якуты, менталитет и культуру которых он прекрасно знал, что всегда помогало ему при общении с ними.
Но в Якутии у него ничего не осталось после возвращения на Кавказ, и тогда на помощь ему приходят старые друзья.

Вспоминает Егор Афанасьевич Борисов: «…в начале девяностых Халим с семьей вернулся на родину. После событий в Пригородном районе они потеряли дом и вынуждены были уехать оттуда. Он в итоге вернулся сюда обратно, но здесь у них уже не было жилья. И тогда мы с ребятами подумали и выделили ему квартиру. Он был уважаемым человеком в республике у нас. Его знали и начальники, и водители, и простые люди. Халим был рад и очень благодарил за такую помощь, а нам было приятно помочь нашему старому другу.
Он часто говорил мне, что нам не хватает духовной составляющей, хребта нет крепкого. «Давай я буду заниматься строительством мечети» — он говорит. Я ответил «давай будем эти вопросы решать». Он возглавил строительство мечети. Для него это была очень важная миссия. После 1992 года он, я бы сказал, стал более глубже смотреть на жизнь, и особенно духовную сторону».
И вот, в столице Якутии выделили заброшенный участок под строительство мечети. Работа закипела.

Якуб Дзауров, один из старейшин ингушской общины Якутска, вспоминает: «Благодаря Халиму появилась эта мечеть. Он выбивал этот участок через руководство республики. А до этого мы собирались у нашего земляка в небольшом помещении и там читали пятничный намаз. Халим всегда был у нас во главе, как более опытный человек и наш уважаемый старший. Было два — три участка на выбор, но мы выбрали именно этот на улице Пирогова 4, где сейчас стоит мечеть. Там было все заброшено, кругом мусор. Мы полностью все зачистили, и начали строить. Это был 1995 год».

Первый джума намаз прочитали в мечети в 1999 году, а официальное открытие состоялось в 2000 году. Мечеть была рассчитана на 1500 человек, но уже совсем скоро стало понятно, что желающих попасть на пятничный намаз гораздо больше. И было принято решение о расширении мечети. С 2015 по 2019 идет реконструкция здания.
Пристраивается большой и просторный зал, увеличивая вместимость до 4000 человек.
Вспоминает Егор Борисов: «Мы часто ругались пока шла стройка- то материала не хватало, то площади не хватало, но он каждый раз убеждал, что надо делать так, как он предлагает. Я считаю, что строительство Соборной мечети Якутска — это смысл его последних лет жизни. Он очень дорожил тем, что смог внести свой вклад в развитие духовной жизни нашей республики».

Расширенную мечеть было решено назвать именем Абдул-Халима Аушева.
Вспоминает Якуб Дзауров: «Он уже болел, когда я сказал ему, что новую реконструированную мечеть мы назовем его именем по воле Всевышнего. Он, я помню, обрадовался моим словам. А сегодня в этой мечети имени Абдул-Халима Аушева собираются представители самых разных национальностей, но все объединенные одной религией. Это все его заслуга».
Все больше Абдул- Халим посвящает жизнь духовному. Он 5 раз совершает Хадж, в путешествии к святым местам его сопровождают молодые ребята якуты, которые приняли Ислам.
Абдул- Карим (прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева): «Мы познакомились с ним здесь, в мечети. Я был первым якутом, совершившим Хадж. Мы отправились в это путешествие вместе с Абдул-Халимом Магомедовичем.
У нас с ним были теплые и хорошие отношения, иногда как отец с сыном. Мы всегда были в контакте, общались. Проблемы, которые касались нашего мусульманского коллектива, я старался решать через него.
Мы были вместе с ним два раза в Ингушетии. В первый раз в Хадж мы ехали, как раз, через Ингушетию. Во второй раз он уже пригласил меня лично погостить у него. Это был конец Рамадана. Я гулял по Назрани, хотя он особо меня старался не отпускать. Очень понравилось уважение к старшим, уклад жизни народа. Я скажу, что у Абдул-Халима был особенный подход к людям, особенно к нам, саха (русск. якуты). Он много лет прожил здесь, тесно связан с местными рабочими коллективами, людьми. Был знаком с верхушкой нашей республики, дружил с президентами. Его отношение к нам, новообращенным мусульманам, было трепетным и отеческим. Он не просто один раз с тобой познакомился и ради приличия пообщался. Абдул-Халим знал о твоих проблемах, звонил часто, приглашал к себе, старался поддерживал в нас чувство братства».

Новые и новые люди приходили в мечеть, где часто их первым собеседником был именно Абду-Халим. Люди разные. Один почти не покончил жизнь самоубийством, но услышав красивое чтение Корана, понял, что нашел свое спасение в Исламе. Другой пришел из деревни пешком, пережив клиническую смерть в 49 лет. И в присутствии муфтия края Мусы Сагова и Абдул-Халима Аушева произнес свою шахаду. И таких историй десятки.

Иса (прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева): «В первый раз я увидел Абдул-Халима, когда он лежал в больнице. Перед произнесением моей шахады мы навестили его с братьями. Он сидел и читал Коран. Когда Абдул-Халим узнал, что я собираюсь произнести шахаду, он положил мне, как отец сыну, ладонь на щеку и сказал: «Ты счастливый человек! Настоящий мужчина!». Я еще помню был удивлен этим словам».

Семья и родственники любя называли его «Дада» (дедушка). Он был мягким, но требовательным. Как и всякий дедушка, очень любил своих внуков, воспитывая в них, как и в своих детях, лучшие качества мусульманина.
7 декабря 2020 года, после непродолжительной болезни, Абдул-Халим закончил свой земной путь и был похоронен в родной Ингушетии.
Вспоминает Егор Афанасьевич Борисов: «Он часто меня воспитывал, а мне это очень нравилось. Он хорошо знал наш менталитет, нашу культуру. Многих якутов ребят он привел в Ислам. Очень любил общение с людьми, в этом плане я многому у него научился. У него прекрасная семья и дети, с которыми мы поддерживаем отношения.
Часто меня ругал, что не был в Ингушетии. И однажды мыс супругой посетили Ингушетию. Посмотрели горы, родовые башни Аушевых, была замечательная поездка. Он был рад нас видеть.
А во второй раз я уже поехал, когда он умер. Как только узнал, я сразу вылетел из Якутии в Ингушетию через Москву. К сожалению, из-за большого расстояния я не успел его проводить в последний путь, но рассказал старикам и родственникам каким был мой старший брат Халим, как я его называл. Мы дружили 40 лет с этим человеком, который оставил после себя большой и нужный людям след».

Сегодня при мечети имени Абдул-Халима Аушева работает программа поддержки мусульман. Нуждающимся и многодетным семьям раздаются продуктовые наборы. Также оказывается помощь мусульманам, находящимся в местах лишения свободы.
Муфтий ДУМ Якутии и имам мечети г. Якутска имени Абдул-Халима Аушева Нуруддин Нуруддинов посещают заключенных В колонии в Табаге, например, построили небольшую мечеть на 100 человек. В тех колониях, где пока не получается построить мечеть, есть молельные дома.
Содержание мечети имени Абдул-Халима Аушва полностью на балансе местной мусульманской общины. И с каждым годом приходящих на намаз в мечеть становится все больше.
Дамир Константинов (прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева): «Мы считаем, что у него была особая миссия. Потому что, когда он приехал в далекие годы, он рассказывал, что некому было сказать «салам алейкум». Сегодня наша мечеть, названная его именем, самая большая и самая красивая на всем Дальнем Востоке, чем мы очень гордимся. И мы рады и счастливы, что были знакомы с Абдул-Халимом- хаджи, что являемся его товарищами и последователями».
За последние годы около 250 человек в Якутии приняли Ислам. И среди них не только местные якуты, но и буряты, армяне, русские, корейцы и другие. В этом тоже заслуга Абдул-Халима. Его сын Рашид после ухода отца из жизни продолжает поддерживать теплые отношения с якутской уммой. Неоднократно отправлял в Хадж новообращенных мусульман, что стало для них большим подарком.
« Мечеть- наш дом»- часто повторял Абдул-Халим прихожанам, призывая посещать дом Аллаха почаще.
Новообращенные мусульмане любили и уважали своего старшего товарища Абдул-Халима. Он принимал участие в жизни каждого из них.
Салих (прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева): «С Абдул-Халимом мы познакомились в 2011 году, когда я еще был студентом. С нами, новообращенными мусульманами, он часто встречался, интересовался нашей жизнью. Рассказывал, как в те давние годы он сажал деревья. И сегодня здесь, на территории пожарной, части растут большие березы, которые напоминают мне о Халиме Магомедовиче, это он их сажал.…»


Это лишь часть воспоминаний о достойном человеке, чья жизнь является наглядной картиной стремления человека сохранить доброе и творить благое.
Абдул-Халим был созидателем по призванию. Он работал в самых тяжелых климатических условиях, строил для людей школы, детские сады, больницы, но свое главное здание он построил в последние годы своей жизни! Всевышний позволил ему воплотить свою мечту и мечеть была открыта.
Дала гешта долда цуна!
Дала къахетам болба!

Ибрагим Костоев

Последние новости

В Малгобеке, у памятника

В мероприятии приняли участие: секретарь МО партии «Единая Россия» в г. Малгобек Усман Евлоев, исполнительный директор общероссийского общественного движения "Поисковое движение России" Кузьмин С.Н.,

В Малгобеке, у памятника

В мероприятии приняли участие: секретарь МО партии «Единая Россия» в г. Малгобек Усман Евлоев, исполнительный директор общероссийского общественного движения "Поисковое движение России" Кузьмин С.Н.,

 

К сведению хозяйствующих субъектов, всех форм собственности, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных Пироплазмозы — трансмиссивная болезнь животных,

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *