Ученый-арабист и наставник

Есть люди, имена и дела которых золотыми буквами вписаны в историю ингушского народа, да и не только ингушского.

Усман-мулла Охлоевич Муцольгов — в памяти народа

Есть люди, имена и  дела которых золотыми буквами вписаны в  историю ингушского народа, да  и  не  только ингушского. О  таком человеке и  хочу сказать в  этом небольшом материале. Конечно, о  нем можно говорить неустанно, ведь он  из  тех, кто внес большой вклад в  развитие и  укрепление ислама, культуры и  религии.

Усман-мулла Муцольгов был человек слова. Строгий, храбрый, правдивый, честный, стойкий, непоколебимый. В  его лице мы  все потеряли человека принципиального, справедливого, знающего основательно азы ислама. Он  был неформальным лидером, к  мнению которого прислушивались все верующие, в  том числе и  руководители региона. К  нему обращались с  любыми вопросом не  только жители нашей республики, но  и  других регионов. Для него было чуждо стремление к  какой-либо славе.

Каким он  был человеком и  лидером, можно было наблюдать на  его похоронах. Почти все жители Ингушетии были там, а  также представители Чечни и  Дагестана.

Родился Усман Охлоевич в  селе Сурхахи Назрановского района в  1909 году в  семье Муцольгова Охло Берсовича и  Заби Оздоевой. Предки Охло были из  горной Ингушетии, из  села Лейми. После смерти своего отца, Берса, Охло перебрался в  село Сурхахи. В  совместном браке с  Заби у  них родилось три сына, младший Усман  — уже после смерти отца. И  всех троих сыновей мать воспитывала одна. По  рассказу родных, один из  братьев работал в  сельском совете, а  второй ушел на  войну, где и  погиб. А  младшего Усмана, когда ему исполнилось 6  лет, мать отдала учиться в  медресе. Говорят, он  был смышленым мальчиком и  все хватал на  лету. С  семи лет он  начал молиться и  до  конца своей жизни отдавал этот долг Аллаху.

Первым его наставником стал Солсбик Матиев, житель села Сурхахи. А  впоследствии он  учился у  Гагиева Терсмейл-хаджи, Солсбика Бацаева, Али-Муллы Сапралиева, Ахмед-муллы Богатырева, у  ученика Абдуллы Вагапа Хаджи Димитова из  Ташкечу (ныне город Аксай), также у  Шанхоева Муссы и  Увайса Балаева. Всю свою сознательную жизнь он  следовал их  учению. В  16-летнем возрасте он  усвоил товхид (единобожие), знал в  совершенстве нахву  — дословный перевод с  арабского языка, фикх  — основы исламского права, а  также в  совершенстве на  арабском языке знал математику, историю, географию, астрономию, медицину.

В  1944  году, когда ингушский народ был выслан в  Казахстан и  Киргизию, Усман-мулла оказался в  Караганде. А  наша семья оказалась в  Кокчетавской области (Зеренденский район), но  вскоре нам разрешили переехать, и  там мы  жили рядом с  Усманом-муллой. До  выселения нашего народа он  был председателем шариатского суда и  одновременно вел преподавание в  медресе.

В  то  время мой возрастной отец, Яндиев Хадрис Товсултанович, работал начальником охраны на  обувной фабрике в  Караганде, это было в  новом городе, и  параллельно представителем чечено-ингушского народа в  обкоме. К  нам каждую пятницу собирались шесть человек (чеченцев) и  с  ними постоянно приходил Усман Охлоевич, вот так я  его и  узнал.

Там, в  ссылке, узнав о  том, что в  Караганде находится известный арабист (это было в  1950  году), муфтий Средней Азии Зяудин шейх ибн Ишан Бабахан приглашал его преподавателем в  Бухарский университете ислама. Но  Усман Охлоевич отказался, мотивируя это тем, что он  нужен своему народу, поскольку среди нашего народа было мало людей, знавших Коран (ведь в  годы сталинизма многих наших богословов расстреляли).

После возращения на  родину Усман-мулла стал обучать Корану многих людей. Среди его учеников были такие алимы, как Зяудин Муцольгов, Ибрагим Аушев, Султан Дакиев, Салан-Гирей Измайлов и  многие другие, а  также представители других народов.

Муцольгов Усман Охлоевич был известным ученым-богословом, в  частности, в  1977 году его пригласили на  исламскую конференцию в  Бухару, но  он  не  смог поехать из-за болезни. Вместо себя отправил Ахмеда Белхароева и  Абдул-Хамида Измайлова, и  с  ними  же отослал приветственное письмо. Это письмо находится, как памятное приветствие из  уважения к  автору письма, в  музее Бухары.

Из-за религиозных убеждений его преследовали власти. Дошло до  того, что в  1975 году его хотели изгнать из  села, но  народ как один поднялся за  своего духовного лидера.

Усман-мулла после возращения нашего народа из  ссылки был бессменным имамом села Сурхахи, более 20  лет преподавал в  одной из  мечетей города Назрани. На  сегодняшний день здравствующие его ученики  — это Микаил Даурбеков, Адам Горданов, Магомед-Сали Даурбеков, Хусейн Шадиев, Абдула Оздоев. Внук его Нурадин и  один из  учеников Зурабов Хамзат обучаются в  Университете Аль-Азхара. А  также его учениками были Асхаб Евлоев, Ильяс Газдиев, Илез Аушев, Ибрагим Леймоев и  другие.

Усман Охлоевич до  конца своей сознательной жизни был консультантом по  вопросам шариата. Он  принимал активное участие в  становлении ингушской государственности. В  то  трудное для республики время люди прислушивались к  его советам.

У  Усмана Охлоевича было 20  детей, из  них 4  умерли, осталось 10  сыновей и  6  дочерей. Все дети, внуки, правнуки (всего 270  человек) воспитаны в  лучших исламских традициях. Из  рассказа очевидцев, он  не  дотрагивался до  харамного, трудился в  поте лица в  своем подворье, ел  только  то, что выращено у  себя в  огороде. Был очень аккуратным, опрятно одетым.

Я  расскажу случай из  моей жизни. После «осетино-ингушского конфликта» осени 1992 года моя семья жила в  городе Малгобеке. Там в  1996 году скончалась мать. Усмана-муллы и  других богословов в  то  время не  было дома, они совершал хадж к  святым местам Мекки и  Медины.

По  их  приезде мы  назначили саг1а (большие поминки). Мне было поручено известить богословов в  Назрани, я  приехал в  мечеть, которая находилась в  районе железнодорожного вокзала (сейчас там построена новая). Усман-мулла сидел по  левую сторону, к  стене по  ходу сидел Саид-Магомед из  рода Курайшитов, а  напротив  — Орци Мерешков (они не  раз бывали в  нашем доме). Саид-Магомед спросил меня, как мать (правда, перепутал меня со  старшим братом  — Юуспом). Я  сообщил, что мать скончалась, поэтому я  и  приехал к  ним. Усман-мулла, выразив соболезнования, сказал: «Упал еще один столб Накшбанди».

Усман Охлоевич был очень уважаемым нами родственником и  всегда желанным гостем.

Усмана Охлоевича не  стало 13  апреля 2013  года, и  этот день стал траурным для всего ингушского народа. Ученый-арабист, он  прожил долгую яркую жизнь. До  последнего дня наставлял людей на  истинный путь ислама.

На  сегодняшний день в  семье Усмана Охлоевича 27  человек владеют толкованием Корана, дословно знают фикх, грамматику, таджвид, это и  есть огромное счастье и  большая заслуга отца и  деда Усмана Охлоевича.

Мой низкий поклон всему семейству Усмана Охлоевича.

С  уважением Яндиев Сайт-Али Хадрисович.

В  материале использована информация из  открытых источников

Лорс Берсаев

Последние новости

Что делать, если утеряна посылка?

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Подозреваемый в особо крупном мошенничестве останется под стражей

Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 03.04.2025 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,

Программа действий на длительную перспективу: «Единая Россия» представила промежуточные итоги реализации народной программы

Доклад о них партия направит Президенту Выполнению положений народной программы было посвящено заседание программной комиссии «Единой России», которое провёл Председатель партии Дмитрий Медведев.

Внимание !!!

Администрация города Назрань информирует о том, что прием документов для участия в конкурсе на замещение следующих вакантных должностей муниципальной службы:

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Копейске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *