Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Фермерство в России – сравнительно молодой сектор экономики, ему около тридцати лет. Как и за рубежом, экологически чистые продукты уже начинают набирать популярность, но пока еще не так широко распространены.

Фермеры выращивают растительные продукты без использования агрессивных химических удобрений, а мясные и молочные животные откармливаются на экологически чистых кормах, выращенных на местных фермах.

Гастрономические продукты имеют небольшой период хранения и не содержат промышленных консервантов, чтобы сохранять свойство свежести. Несмотря на то, что экологически чистые продукты еще не столь распространены в России, их популярность только растет и, вероятнее всего, станет еще более значительной в ближайшем будущем.

Фермерские продукты и политика

В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была труднодоступна и считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как лишь 3,1% выбирают импортные продукты. Данные за 1999 годы указывают на то, что на тот момент не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Однако в настоящее время около 20% респондентов на вопрос о причинах выбора отечественных продуктов питания мотивируют свой выбор патриотизмом.

К сожалению, российские производители продуктов питания, стремясь к снижению затрат, стали использовать более дешевое, а значит, менее качественное сырье, чаще всего импортное. Таким образом, многие отечественные продукты питания стали быть похожими на импортные продукты с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы.

Данные за 2000, 2005 и 2009 годы показывают, что вопрос качества отечественных продуктов питания является крайне острым. Однако по Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, производство отечественных продуктов питания должно составлять 80% к 2020 году.

Несмотря на то, что импортозамещение – это долгий процесс, российский фермерский сектор имеет возможность в полной мере реализовать свой потенциал. В 2015 году государство выделило более 3,4 миллиардов рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств, что позволяет рассчитывать на рост производства отечественных продуктов питания и увеличение доли их на рынке.

Фермерская продукция находится в центре внимания сегодняшних дней. Это вызвано интересом двух главных категорий потребителей: тех, кто беспокоится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кто обеспокоен экологией. Фермерская продукция обладает следующими качествами:

  • Персональная ответственность продавца;
  • Частые поставки в небольших партиях, где гарантируется свежесть продукции;
  • Сезонность;
  • Натуральный внешний вид благодаря отсутствию красителей.

Современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов супермаркетов, что может привести к тому, что фермерам приходится убеждать их попробовать молоко с молочным запахом или "неказистые" фрукты с червоточинкой. Если убедить их, то востребование явно указывает на критерии здорового выбора. Союз органического земледелия сообщает, что 21% россиян хорошо осведомлены о производстве и потреблении экологически чистых продуктов питания и стремятся к их покупке. Из них 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - люди, чье здоровье требует тщательного следования к качеству питания, 10% - люди с высоким доходом и 5% - люди, которые хотят всегда следовать модным трендам.

Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть one and the same, не так все просто. К сожалению, в России пока нет законодательной нормы, которая бы определяла, какая фермерская продукция может быть названа органической, то есть созданной без вредных веществ и технологий, которые могут негативно повлиять на здоровье. Это имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает на самом деле органические продукты, но не завышает цены. С другой стороны, могут быть случаи, когда маркировка "organic food" используется безо всяких оснований, продукция остается не проверенной, а цены повышаются на 50% или даже больше. Поэтому вопрос: где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, остается индивидуальным, поскольку единого рецепта нет.

В Москве можно найти множество мест, где можно приобрести экологически чистую фермерскую продукцию для личного потребления. Однако, не все из них стабильны в работе. Поэтому, заинтересованным покупателям рекомендуется знать несколько вариантов, которые расположены рядом с их домом или работой.

Первым вариантом являются ярмарки фермерской продукции, также известные как ярмарки выходного дня. Самые крупные площадки находятся в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места), а всего по Москве открыто 102 площадки. Здесь продаются различные фермерские товары из 50 регионов России. Главным плюсом ярмарок являются умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные, но также стоит учитывать некоторые минусы, такие как сезонность и отсутствие продавцов в часы работы ярмарок, а также риск того, что товар может быть распродан.

Второй вариант - рынки сельхозпродукции. Некоторые из них были закрыты из-за несоответствия санитарным нормам, но все еще существуют солидные бренды, такие как Даниловский и Дорогомиловский рынки. Есть также более молодые, популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Главный плюс таких рынков - ежедневная работа, всесезонность и продуктовая направленность, но стоит учесть сложность ориентирования на больших площадках.

Третий вариант – универсальный рынок, где можно сделать покупки для всей семьи. Известные места такого формата – Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод». Однако минус этого варианта покупки - небольшой выбор продукции и сложность проверки информации о производителе.

Четвертым вариантом являются специализированные магазины фермерской продукции. Их можно найти в спальных районах, где они обычно пользуются значительной популярностью, однако такие точки имеют свойство неожиданно пропадать.

Наконец, интернет-торговля фермерской продукцией, хоть и не всегда устойчива в работе, но подходит для тех, кто хочет выбирать товары по картинкам и отзывам, а также оплачивать банковской картой. Однако здесь теряется личный доверительный контакт с продавцом, что добавляет некоторые минусы в этот способ приобретения продуктов.

Важно отметить, что хотя система торговли фермерскими продуктами в Москве еще не отлажена полностью, интерес к экологически чистой продукции постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Как купить фермерские продукты оптом

Фермерские продукты в оптовых партиях пользуются большим спросом среди представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. В этой статье мы расскажем, как можно закупать продукты следующими способами:

  1. Непосредственно у фермера. Этот способ можно осуществлять по личной договоренности или на оптовом рынке, например, на известных местах, таких как оптово-продовольственный центр "FOOD-СИТИ" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Хотя данный способ является наиболее гибким и универсальным, для его реализации потребуется тщательная проработка.
  2. Через перекупщиков. Перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но данный вариант может оказаться дорогим и неэффективным, так как в большинстве случаев объем услуг минимален.
  3. Через потребкооператив. Сбытовые (торговые) сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, они могут выполнять значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. Через потребкооператив удобно осуществлять закупки для крупных ритейловых компаний и отправить продукцию сразу на прилавки, но для менее крупных закупщиков данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  4. На электронной площадке сбыта сельхозпродукции. Каналы сбыта создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства "Единый центр развития сельского хозяйства" создал портал "РОСАГРОТОРГ.РФ", который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечить безопасность взаиморасчетов, организовать грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть возможность поиска по продуктам и регионам. Однако, недостаток портала - минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

Несмотря на то, что у российских фермеров есть представление о цивилизованном бизнесе, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры не имеют возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, поэтому качество товаров и услуг, как правило, на высоте. В основном все держится на личных контактах.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *