Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?
В настоящее время любая компания, которая хочет обеспечить стабильный рост и прибыль, должна иметь продуманный финансовый менеджмент. На практике это означает, что система управления денежными ресурсами должна содержать множество видов выполнения работ. В то же время, для того чтобы современный финансовый директор справлялся с задачами, ему необходимо обладать обширными знаниями, а также иметь богатый опыт в различных областях управления.
В этой связи наша статья нацелена на то, чтобы систематизировать информацию о финансовом менеджменте, а также для того, чтобы описать концепции и методы его организации.
Финансовый менеджмент на предприятии – что это?
Финансовый менеджмент – это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение двух основных целей:
- формирование капитала организации;
- распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход.
Такое определение подчеркивает, как важна система финансового менеджмента для компании. Начиная свой бизнес, нужно иметь хороший стартовый капитал, но для успешного развития важно ежедневно получать прибыль. Без четкой стратегии управления денежными средствами руководство рискует сведенить свою компанию к банкротству. Не говоря уже о том, что необходимо постоянно способствовать увеличению рыночной стоимости и завоеванию лидерских позиций на рынке. Руководство бизнеса должно понимать, что качество финансового менеджмента прямо влияет на успех и конкурентоспособность компании.
Каковы функции финансового менеджмента на предприятии?
- Увеличение прибыли организации. Эта цель может быть достигнута, например, за счет грамотного управления оборотными и внеоборотными активами.
- Рост рыночной стоимости компании. На показатель влияют многие факторы, в том числе спрос на продукцию или услуги, способность бизнеса приносить доход, ликвидность активов. Одним из способов повышения рыночной стоимости является умелое инвестирование.
- Предупреждение финансовых рисков и банкротства. Ни один бизнес не застрахован от непредвиденных ситуаций, но правильная организация финансового менеджмента помогает свести к минимуму вероятность потерь. Решение этой задачи включает выявление рисков, оценку возможных последствий их реализации, а также разработку плана предотвращения негативных событий или уменьшения ущерба, если они все же наступят.
- Сокращение расходов. Оптимизация позволяет достичь значительного снижения затрат. Например, грамотное налоговое планирование поможет экономить на обязательных платежах в государственный бюджет.
- Рациональное распределение финансовых ресурсов. Если не использовать деньги компании, они обесцениваются, ведь инфляция продолжает свой ход. Поэтому все активы должны приносить пользу.
- Укрепление положения компании на рынке. Цели здесь определяются масштабами деятельности: для одних это лидерство в своем сегменте в пределах региона, для других – освоение новых направлений, для третьих – выход на международную бизнес-арену.
Важность роли финансового директора
Финансовый директор отвечает за организацию финансового менеджмента на предприятии. Это лицо, которое имеет широкие полномочия и которое несет огромную ответственность за результаты работы. Финансовый директор должен быть специалистом в области управления и знать в совершенстве теорию управления, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.
В финансовом менеджменте существуют различные методы и концепции, используемые для достижения целей и выполнения задач, связанных с управлением денежными ресурсами на предприятии. Финансовый директор должен уметь применять все эти методы, основываясь на опыте и теоретических знаниях, и выбирать наилучшее решение для каждой конкретной ситуации.
Основными методами финансового менеджмента являются:
- планирование и прогнозирование;
- налогообложение;
- кредитование;
- самофинансирование;
- страхование;
- ценообразование.
Планирование и прогнозирование финансовых ресурсов необходимо для рационального распоряжения фирменными деньгами, определения требуемой суммы денег на развитие бизнеса, расчетов с контрагентами и налоговыми органами. Налогообложение требует постоянного мониторинга и знания изменений в законодательстве, а также умения оптимизировать налогообложение и сокращать расходы компании. Кредитование является вспомогательным методом развития бизнеса, а самофинансирование гарантирует постоянное наличие средств для бесперебойной работы компании. Страхование помогает защитить компанию от непредвиденных потерь, а ценообразование требует учета многих факторов для правильного установления цен на товары и услуги.
Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте используются различные концепции:
- Концепция денежного потока предлагает оценивать все операции и активы компании с точки зрения величины и направления потока денежных средств.
- Концепция эффективности рынка учитывает зависимость цен на финансовые инструменты от поступающей информации, что затрудняет предсказание их справедливой стоимости.
- Концепция альтернативных расходов позволяет выбирать вариант вложения капитала, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
- Концепция взаимосвязи доходности и риска в предполагает нахождение компромисса между доходностью и риском.
Известно множество других подходов к управлению денежными ресурсами предприятия, таких как концепции агентских отношений, оценки стоимости капитала и временной ценности, которые также используются для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте.
Важнейшие компоненты
Для применения концепций и методов финансового менеджмента на предприятии используются различные инструменты. Среди них основными являются:
-
Финансовый анализ и мониторинг. Основным принципом этого метода является оценка экономического положения предприятия, платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Анализ основывается на данных, полученных из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Анализируются текущие показатели и данные за предыдущие периоды. Финансовый анализ позволяет определить перспективы бизнеса, планировать распределение ресурсов, выявлять потребность в финансировании и принимать обоснованные решения.
-
Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Предприятия, работающие с активами или обязательствами в иностранной валюте, часто сталкиваются с возможностью потерь из-за валютных колебаний. Анализ и контроль помогают разработать наилучшую стратегию валютных операций и минимизировать риски потерь.
-
Финансовый контроль. Необходим, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, соблюдение бюджетов и соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и снизить затраты.
-
Отдельно следует отметить роль IT-решений в современном финансовом менеджменте. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, повышает точность операций, упрощает взаимодействие с партнерами и клиентами и, в конечном итоге, способствует увеличению прибыли. В настоящее время эти цели достигаются при помощи ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).
Финансовый менеджмент необходим для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Хорошо продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их наиболее эффективно для роста компании и увеличения прибыли. Роль финансового директора многогранна: он ежедневно должен решать самые разнообразные задачи, поэтому к его компетенциям предъявляются высокие требования.
Фото: freepik.com