Какой банкомат лучше купить?

Какой банкомат лучше купить?

В России продолжает возрастать спрос на банкоматы, поскольку наличность остается популярным средством оплаты для многих российских граждан. Но с увеличением количества предложений различных производителей на рынке, все больше появляется дебатов об особенностях и достоинствах тех или иных банковских терминалов. Можно ли найти идеальный банкомат, учитывая все параметры и функции, и какими критериями нужно руководствоваться при выборе терминала?

В соответствии с докладом международной консалтинговой компании RBR «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года», опубликованным в сентябре 2012 года, Россия приходится на 75% новых банкоматов в Европе. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, и продажи банкоматов будут продолжать расти. Дополнительным фактором роста спроса на банкоматы является возможность банков включать банковское оборудование в свой уставный капитал, повышая тем самым свою капитализацию.

Издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков с учетом количества банкоматов в их сети, как по абсолютному числу терминалов, так и по количеству терминалов на одного клиента, а также по наличию функции Cash-in (прием денег).

В 2010 году журнал Forbes провел исследование, с целью выяснения количества банкоматов в расчете на каждого клиента банка, имеющего карточный счет. Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети составлялся именно на основе этого показателя, а не на основе абсолютного количества терминалов.

Хотя Сбербанк России занимал лидирующие позиции среди банков по количеству терминалов, он опустился на 13-е место в данном рейтинге. Это указало на то, что банк будет продолжать наращивать свою сеть терминалов. Некоторые другие лидеры включая ВТБ24 и Росбанк продолжали активно расти, но рейтинг других банков существенно изменился за счет отзыва лицензий у некоторых из них.

По данным РБК, на первое полугодие 2013 года, Рейтинг банков, занимающих лидирующие позиции по количеству собственных банкоматов по России, подтверждал тенденцию кредитных учреждений к увеличению инфраструктуры за счет банкоматов. Банки стремились к сбалансированной нагрузке на терминалы, не превышающей 1000 клиентов на один.

Столичный рейтинг банков, основанный на владении сетью собственных банкоматов в Москве, помимо традиционных лидеров включал «новые лица» такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк. Ряд банков объединял свои банкоматные сети для увеличения доступности терминалов для клиентов и снижения расходов на увеличение сети самообслуживания. Например, МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов.

Согласно РБК, на 2010 году в России работало около 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. На сегодняшний день, эта цифра превышает 110-120 тыс. терминалов самообслуживания в рамках крупнейших банков РФ.

Как расширение сети банкоматов влияет на финансовые показатели и качество обслуживания клиентов?

Во-первых, эксперты рекомендуют один банкомат на 1000 клиентов кредитной организации. Это связано с тем, что перегрузка терминалов приводит к частым сбоям и простою из-за несвоевременной инкассации.

Во-вторых, недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling, а также их недоступность круглосуточно, могут привести к задержкам платежей и созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Это особенно актуально для клиентов, которые не могут посетить терминалы во время работы банковских филиалов.

Кроме того, развертывание полноценной сети банкоматов территории страны может занять до 5 лет, в то время как киоски самообслуживания могут быть установлены значительно быстрее. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы и увеличивает доход за счет комиссионных и конвертации.

Наиболее эффективными оказались дорогие многофункциональные банкоматы с удобным меню. Это связано с уменьшением транзакционных издержек на обмен валюты и пополнение счета, а также с увеличением дохода за счет комиссионных и конвертации. Более дорогие модели также обычно используют более надежные комплектующие и реже выходят из строя.

Наконец, для того, чтобы банкомат приносил прибыль, необходимо выбрать правильное место для установки. Необходимо учесть не только количество людей, проходящих мимо, но и удобный доступ к терминалу круглосуточно. Это особенно важно для клиентов, у которых нет возможности использовать банкоматы во время работы банка.

Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка

Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.

Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.

Компания NCR является одним из лидеров в области производства и поставки банковского оборудования на мировой рынок. За последние 20 лет NCR снабдила своим оборудованием больше банков, чем любой из конкурентов. История компании началась в 1884 году в США, а первое представительство в России было открыто в 1993 году. С тех пор, в России были установлены 30 000 банкоматов, которые находятся на сервисном обслуживании.

NCR является поставщиком банковского оборудования для 80 крупнейших банков постсоветского пространства. Интересно, что все они входят в первую десятку рейтинга РБК. Сегодня компания предлагает два семейства банкоматов: Personas 5 поколения и SelfServ 6 поколения.

Компания Wincor Nixdorf была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена компанией Siemens AG, а в 1999 году была реорганизована в подразделение Siemens Nixdorf Retail. Затем компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс», и в дальнейшем стала самостоятельной компанией с филиальной сетью в более чем 110 странах мира. В 2004 году Wincor Nixdorf провела IPO на Франкфуртской бирже, тем самым став открытым акционерным обществом.

Компания вышла на российский рынок в конце 1990-х годов и быстро стала лидером в продаже банкоматов, которые представлены 4-мя линейками в зависимости от их функциональности: CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult. Сегодня Wincor Nixdorf является 2-й компанией в Европе и мире по продаже банкоматов. Банкоматы Wincor Nixdorf довольно популярны среди российских банков.

Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.

В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.

Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.

Компания Hyosung, которая существует более 50 лет, занимает лидирующие позиции в производстве банковского оборудования. Она занимает 4-е место в мире и 1-е место в Южной Корее. В 1979 году из ее структуры было выделено специализированное подразделение - Nautilus Hyosung, которое сегодня уже является отдельной компанией. Ежегодно Nautilus Hyosung выпускает более 48 000 банкоматов.

Банкоматы данного бренда отличаются инновационным дизайном, высокой функциональностью и могут быть легко модернизированы.

Согласно предсказаниям экспертов, банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях в будущем:

  1. Улучшение безопасности: разрабатываются новые материалы, которые защитят устройство от термо-сканеров (в случае, когда мошенники считывают ПИН-код по нагретым кнопкам). Также оборудование будет обеспечено защитой от предумышленного повреждения пазов для снятия и выдачи денег. Кроме того, банкоматы будут иметь дополнительную защиту от нежелательного воздействия на конструкцию.

  2. Бесконтактные платежи: в будущем банкоматы смогут идентифицировать клиента без использования терминала при помощи смартфона с функцией NFC-сканера или других специальных устройств.

  3. Мультисервисность: использование технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволит осуществлять эффективные банковские операции - от приема депозитов до обмена валюты и полный оборот денежных средств при помощи единого терминала.

  4. Облачные технологии: замена аппаратной части на виртуальную машину, связанную с единственным мощным вычислительным центром, позволит реализовать возможность проведения операций без встроенного компьютера.

  5. Совершенствование интерфейса: клиенты смогут настроить свой собственный интерфейс на памяти персональной банковской карты для большего удобства.

В итоге, банкомат будущего - это мультифункциональное устройство, которое "знает" своего клиента, работает быстро и имеет высокий уровень безопасности. Это устройство с безотказным программным и аппаратным обеспечением, которое удобно и эффективно выполняет все банковские операции.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *