Внедрение МСФО в организации: цели, плюсы и сложности перехода

Внедрение МСФО в организации: цели, плюсы и сложности перехода

Современный мир меняется очень быстро, и в этом контексте отечественный бизнес не остаётся в стороне от изменений. В связи с этим возрастает необходимость привлечения новых инвесторов, среди которых обязательно присутствуют иностранные. Они наиболее заинтересованы в том, чтобы получить прозрачную и достоверную финансовую информацию от компании, в которую они планируют вкладывать свои средства. Почти невозможно удовлетворить такую потребность, не предоставляя финансовую отчётность, которая составлена в соответствии с международными стандартами – Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО).

Причины и цели внедрения МСФО в России

Причины и цели внедрения МСФО в России

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – один из набора документов, которые устанавливают правила составления финансовой отчетности для внешних пользователей, а также принятые для принятия экономических решений (Прищепа Л. В., Буряк В. А., Горохов А. А. МСФО и РСБУ: различия и методы сближения, 2016).

Переход на систему МСФО в России начался более двух десятилетий назад, когда была запущена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (https://minfin.gov.ru/). В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всех общественно значимых компаний (http://www.consultant.ru/). К таким компаниям относятся кредитные организации, страховые компании (за исключением оказывающих услуги обязательного медицинского страхования), клиринговые организации, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, и другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды (http://www.consultant.ru/).

Отчетность по МСФО предоставляет возможность получения объективной оценки финансовой ситуации на предприятии. Компании, составляющие отчетность по международным стандартам, регулярно увеличивают свой список. Руководитель предприятия также может начать вести учет по МСФО по собственной инициативе, что обеспечивает более эффективное управление в компании. Цель перехода организации на международную систему бухгалтерского учета – приведение финансовой отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и общемировыми стандартами. В этом случае МСФО становится дополнительным инструментом, который способен помочь привлечь новых инвесторов и клиентов. Кроме того, переход на международные стандарты может быть одним из условий потенциальных инвесторов, чтобы минимизировать возможные риски и неточности в отчетности. Необходимо учитывать, что использование международных стандартов финансовой отчетности не освобождает организацию от обязанности вести бухгалтерский учет по правилам российского законодательства.

Основные причины перехода компаний на международные стандарты финансовой отчетности:

  1. Отличие МСФО от РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета). Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, ей волей-неволей придется составлять отчетность на понятном для всех языке.
  2. Недостаток притока инвестиций в Россию. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации является серьезным препятствием для поиска инвесторов. Формирование отчетности в соответствии с международными стандартами позволяет российским предприятиям выйти на зарубежные рынки.
  3. Использование МСФО позволяет сократить время и ресурсы для разработки новых правил ведения бухгалтерского учета. Приближение российской системы учета и отчетности к МСФО позволяет решить проблему создания эффективной системы финансовой отчетности.

Важно учитывать, что шаблонов в составлении отчетности по МСФО не существует, как и предписаний по ведению первичной отчетности, проводок, планов счетов и других документов. Международные стандарты не устанавливают единых форм отчетов, а только регламентируют минимальное количество информации, которое должно быть раскрыто. Главное, чтобы отчетность по МСФО показывала сущность происходящего в бизнесе, а переход должен становиться полезной работой для бухгалтеров и финансистов.

<p><strong>МСФО: плюсы и минусы их внедрения в организацию</strong></p> <p>Введение международных стандартов финансовой отчетности может иметь различные последствия, причем они могут быть как положительными, так и отрицательными. Какие же преимущества собой представляет переход на МСФО?</p> <p>Для начала, стоит упомянуть о возможности получить бесплатную консультацию у специалиста по внедрению МСФО. Привлечение финансирования на зарубежных рынках становится гораздо проще, если финансовая отчетность компании соответствует международным стандартам. Такая отчетность отличается большей информационной ценностью и полезна для всех, интересующихся деятельностью организации.</p> <p>Еще одним плюсом внедрения МСФО может стать увеличение числа иностранных инвесторов, даже в условиях кризиса. Компаниям, которые не используют международные стандарты учета, бывает сложно выйти на крупнейшие биржевые рынки. Однако внедрение МСФО может значительно расширить полномочия и ответственность российских экономистов. К тому же повышение квалификации сотрудников приводит к более достоверному ведению финансового учета.</p> <p>Тем не менее, введение стандартов МСФО может принести и некоторые отрицательные последствия. Например, компании придется делать дополнительные трудовые и финансовые вложения. Ей придется либо вести одновременный учет по РСБУ и МСФО, либо составлять отчетность по российским стандартам и преобразовывать ее в соответствии с международными стандартами при помощи наемных экспертов.</p> <p>Однако, можно упростить переход на МСФО, если использовать уже имеющуюся бухгалтерскую отчетность и трансформировать ее в международные стандарты. Узнать больше о внедрении МСФО можно у специалистов в рамках бесплатной консультации.</p>

Переход на МСФО: подготовка, автоматизация, консалтинг

Перед тем как начать вести отчетность по международным стандартам МСФО, компания должна провести подготовительную работу. В рамках этой работы следует разработать учетную политику, выбрать валюту оценки и представления отчетности, проанализировать корпоративную структуру организации, определить способ трансформации, произвести анализ всех операций и расчет входящих остатков, а также заполнить нужные отчеты. В настоящее время вручную готовить подобную отчетность долго, сложно и неудобно. Чтобы облегчить этот процесс, можно воспользоваться программными приложениями, осуществляющими автоматизацию подготовки и трансформации отчетности. Однако, в простейших случаях, возможно использование MS Excel, что является наиболее распространенным и низкозатратным вариантом. При этом, основные данные выгружаются из бухгалтерской системы, например «1С», а встроенные формулы предоставляют возможность создавать отчеты, базы данных, расчетные таблицы разных типов.

В случае желания воспользоваться автоматизированными системами учета, следует выбирать программу индивидуально, исходя из сферы деятельности компании, а также учетной политики и других показателей.

Для проведения перехода на МСФО, лучше обращаться в проверенные консалтинговые компании, имеющие значительный опыт работы в данной сфере и отличную репутацию. Они окажут необходимую помощь, учитывая множество вопросов на каждом этапе процесса перехода. Стоит отметить, что в настоящее время ведение учета по международным стандартам финансовой отчетности больше всего интересует организации, которые стремятся выйти на зарубежные рынки. Такая отчетность поможет правильно оценить работу менеджмента организации и принять экономически верные решения.

Текст

На современном рынке недостаточно специалистов по МСФО, поэтому большинство российских предприятий обращаются к профессиональным консалтинговым и аудиторским организациям, чтобы подготовить международную отчетность. Компания «КСК ГРУПП», уже 28 лет оказывает аудиторско-консалтинговые услуги на всех циклах управления отчетностью с использованием МСФО. Команда экспертов «КСК ГРУПП» занимается подготовкой отчетности с применением МСФО, проводит аудит отчетности по международным стандартам, а также оптимизацию и оценку для целей МСФО. Компания готова выполнить сложный проект, и в результате своих работ выдает клиенту не просто совет, а решение, которое позволяет добиться положительного экономического эффекта.

В компании «КСК ГРУПП» работает 150 высококвалифицированных консультантов, способных успешно осуществлять сложные проекты. Команда экспертов готова ответить за свой результат и экономит время клиентов, делая все возможное, чтобы инвестиции клиентов были полностью оправданы. Предприятиям различных отраслей необходимые сведения о подготовке отчетности по МСФО могут быть переданы через сотрудничество с опытной командой «КСК-ГРУПП».

Одним из примеров успешного сотрудничества оказалось выполнение проекта для крупной российской торгово-производственной организации. Компания получила предложение принять участие в тендере французской группы компаний, а для выигрыша тендера ей необходимо было показать свою отчетность по МСФО. «КСК ГРУПП» предложила ей индивидуальный проект, который оптимально подходил по цене и качеству с учетом риска проигрыша тендера. В результате этой работы заказчик выиграл тендер на 20 млн рублей и заключил договор на поставку с французской компанией. Стоимость услуги составила 700 000 рублей, ROI — 2757%.

Компания «КСК-ГРУПП» включена в десятку лучших среди 50 компаний, признанных лидерами в категории «Юридический консалтинг» в рейтинге, составленном агентством «РАЭКС-Аналитика» в 2021 году.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *